Человеческий глаз видит сооружения, но быть видимым еще не означает, что облик видимого сознательно оформлен, чтобы быть постигаемым. Естественно ожидать, что здание должно пояснять своим обликом, как можно им пользоваться, и в большинстве случаев желательно, чтобы внешний вид сообщал, например, о том, где находится вход. Всякому ясно, что что-то не так в вестибюле, в котором в поисках лифта люди оказываются в котельной, а если у двух лестниц, ведущих в то же помещение, одна функция, резонно ожидать симметрии в их расположении и формах, что зрительно доказывает их взаимозаменимость.
Все это совершенно очевидно, ибо соответствует простейшему принципу, согласно которому между визуальными качествами и функциональными признаками сооружения должно существовать базисное структурное соответствие: тождественные функции тяготеют к применению подобных форм, а резко различные — к применению различных форм.
Зрительные акценты разумно находить в местах, обладающих повышенным значением, и в целом образ здания должен обеспечивать ясность ориентации, а не вводить в заблуждение.
Практическим аспектам этого известного принципа архитекторы всегда уделяли чрезвычайное внимание, нам здесь важно сосредоточиться на его роли в организации выразительности, в экспрессии зрительного образа.