Человеческий глаз

Человеческий глазЧеловеческий глаз видит сооружения, но быть видимым еще не означает, что облик видимого сознательно оформлен, чтобы быть постигаемым. Естественно ожидать, что здание должно пояснять своим обликом, как можно им пользоваться, и в большинстве случаев желательно, чтобы внешний вид сообщал, например, о том, где находится вход. Всякому ясно, что что-то не так в вестибюле, в котором в поисках лифта люди оказываются в котельной, а если у двух лестниц, ведущих в то же помещение, одна функция, резонно ожидать симметрии в их расположении и формах, что зрительно доказывает их взаимозаменимость.

Все это совершенно очевидно, ибо соответствует простейшему принципу, согласно которому между визуальными качествами и функциональными признаками сооружения должно существовать базисное структурное соответствие: тождественные функции тяготеют к применению подобных форм, а резко различные — к применению различных форм.

Зрительные акценты разумно находить в местах, обладающих повышенным значением, и в целом образ здания должен обеспечивать ясность ориентации, а не вводить в заблуждение.

Практическим аспектам этого известного принципа архитекторы всегда уделяли чрезвычайное внимание, нам здесь важно сосредоточиться на его роли в организации выразительности, в экспрессии зрительного образа.