Динамический потенциал колонны

Динамический потенциал колонныМестонахождение архитектурного элемента влияет не только на его зрительный вес, но и на те силы притяжения и отталкивания, которые он навязывает своему непосредственному окружению. Рассмотрим эти динамические эффекты подробнее, ограничившись первоначально одним типом движения — вверх и вниз вдоль вертикальной оси. Говоря сугубо абстрактно, в этом случае эффект зрительной направленности неопределенен: чтение снизу вверх и сверху вниз равноправно. Движение вдоль прямой линии, начертанной на листе бумаги, осуществляется в обоих направлениях до тех пор, пока взгляд не наталкивается на ограничения на обоих концах.

В то же время мы видим руки человека или ветви дерева, как отходящие от основания в сторону наиболее удаленной их точки. Пытаться увидеть руку в ином направлении (от кончиков пальцев к плечу) значит делать попытку преодолеть естественное препятствие, все равно, что гладить против ворса.

Динамический потенциал здания осуществляется в обоих направлениях.

Движение вверх носит привилегированный характер, поскольку здание закреплено в земле и свободно в завершении.

Но, как уже отмечалось, действует и мощная обратная сила — зрительный вес сооружения, направленный к центру тяжести. Это взаимодействие противонаправленных векторов повторяется и в элементах сооружения, увеличивая тем самым сложность динамической картины.

Проиллюстрируем этот тезис на примере одного из простейших архитектурных элементов — колонны. Одна из причин, по которой я выбираю именно колонну, заключается в том, что она послужила главным материалом для Теодора Липпса, единственного среди теоретиков первого поколения, оценившего по достоинству и систематически описавшего динамическую составляющую зрительного восприятия.

Его наблюдения в отточенной форме появились в первой части, изданной в 1897 г. книги, посвященной эстетике пространства и оптическим иллюзиям. Коль скоро колонна есть прежде всего линейный объект, проходящие через нее динамические векторы распространяются преимущественно в обоих направлениях вдоль вертикальной оси. Конкретная природа такой взаимосвязи зависит в каждом отдельном случае от формы и пропорций самой колонны и ее архитектурного контекста.

Очевидным определяющим фактором является высота колонны по отношению к размерности всего сооружения.

Короткие столбы относительно пассивны в восприятии как груза, размещенного сверху, так и сопротивления, оказываемого со стороны основания. Такие колонны кажутся зажатыми между двумя господствующими силовыми векторами и поэтому воспринимаются скорее как проводники сил сверху и снизу, чем как статичные каменные цилиндры.

Длинные колонны обладают достаточным визуальным весом, чтобы приобрести собственный оптический центр.

От этого центра в обоих направлениях расходятся векторы сил, отталкивающие давление как сверху, так и снизу. Это активное противодействие более мощным силам придает колонне оттенок бодрости, свободы, победы над тяжестью.

Поскольку все зрительно воспринимаемые размеры относительны, динамический эффект высоты колонны зависит от отношения между ее высотой и толщиной.

Толщина увеличивает визуальную массу и, соответственно, зрительный вес самой колонны, но в то же время ослабляет ее линейный вертикализм, уменьшая динамическую нагрузку в обоих направлениях.

Чем толще колонна, тем более инертна она в своем самодостаточном покое. Учитывая общий контекст, мы должны заметить, как сильно динамический эффект зависит от протяженности ряда колонн: хотя отдельно взятая колонна может отличаться стройностью, она воспринимается как рядовой элемент колоннады, как правило, больше широкой, чем вытянутой вверх.

Так, фронтальный ряд колонн на фасаде Парфенона образует горизонтально вытянутый прямоугольник с отношением примерно 3/1, что существенно ослабляет вертикальную устремленность целого.

Соответственно, восемь колонн портика главного фасада обладают гораздо большей вертикальностью, чем семнадцать — бокового.

Как известно, в колоннах классических форм базы и капители препятствуют зрительному продолжению движения по вертикали за поверхности потолка и основания.

Эти ограничители, однако, могут превратиться в препятствия для какого бы то ни было динамического взаимодействия, когда такие элементы зрительно тяжелы и четко отсечены от ствола колонны. Так, разглядывая реконструкцию Стоколонного зала Ксеркса в Персеполе, убеждаешься в том, что тяжелые барабаны внизу и наверху и в особенности скульптурная разработка капителей приводят к тому, что колонны воспринимаются изолированно от окружения.