Динамика арок

Динамика арокЕще один взгляд на Чефалу даст нам возможность заметить различие трех типов арок самого портика: центральная из них имеет полукруглое очертание, боковые — слабо выраженную стрельчатость. Размеры арок близки между собой и хотя боковые несколько уже центральной, это скрадывается равенством их высот.

Но различие динамического рисунка имеет принципиальное значение. Полуциркульный выгиб над центральным проемом распространяет силовые векторы во все стороны, не отдавая предпочтения ни одному из направлений.

Его действие аналогично «розе» окна, которая игнорирует подобно колесу решетку вертикалей и горизонталей и остается подвешенной где-то на стене, не затронутая силой тяжести.

Полукруглая арка зрительно объединена с поддерживающими ее колоннами и потому принимает участие в вертикальном движении. Однако, когда глаз, ведомый колоннами, поднимается вверх, движение оказывается завершенным, растекаясь по всем направлениям.

В отличие от стрельчатых, центральная арка портика несет в себе отзвук функции центрального массива сооружения, несколько удерживающего движение целого вверх. Слабая заостренность очертаний боковых арок оказывается достаточной, чтобы продолжить направление, заданное поддерживающими колоннами.

Любопытно, что индуизм всегда был настроен против использования стрельчатых арок, поскольку те «никогда не спят», т. е. всегда несут в себе рывок, направленный к саморазрушению.

Поэтому же стрельчатые арки плохо группируются — они врезаются в основание всего, что находится над ними, угрожая массивности и солидности стены. Выразительность циркульных арок находится в явной зависимости от того, какая доля круга используется для их построения.

Полуциркульная арка создает достаточную полноту, чтобы выразить разнонаправленность усилий, о которой только что шла речь. В то же время арка встречается с опорами в точках, где линия ее построения максимально приближается к вертикали без задержки она соскальзывает с циркульное в прямолинейность опоры, что придает месту соединения структурную неопределенность.

Использование капителей позволяет зафиксировать структурный переход и преодолеть известную проблему сочетания цилиндрических колонн и арки.

Нередко отмечалось, что форма арок взывает к использованию прямоугольных столбов, — столбы представляют собой те фрагменты стены, которые остаются, когда «вырезана» арка.

Введение круглых колонн непременно разрушает связь опор и стены.

Если линия окружности продолжена за горизонтальный диаметр, и центр построения оказывается над линией опор, стремление круга замкнуться проявляется во всей своей полноте, что и придает так называемой мавританской подковообразной арке ее характерную напряженность. Форма арки угрожает сомкнуться рывком забыв всякую связь с опорами.

Она угрожает и вертикальности столбов или колонн, стремясь согнуть их внутрь.

В сегментной арке выгнутый верх, фланкированный опорами, теряет, кажется, последовательность округлой формы и начинает казаться максимально выгнутым в центре и спрямляющимся к краям.

Это означает, что циркульный изгиб утрачивает собственную центрическую симметричность и начинает подчиняться вертикальной оси симметрии структуры, частью которой является сама арка.

Центральная точка подъема начинает восприниматься как вершина, и остальное очертание подчиняется именно такому прочтению.

В связи с этим форма обладает известной неопределенностью, она трудноуловима — поднимается, но без должной уверенности, тяготеет к угловатости, не теряя округлости.

Хотя стрельчатая арка исторически восходит к полуциркульной, ее можно закономерно связать и с простым треугольным отверстием, какое издревле использовалось для уменьшения нагрузки на перемычку дверного проема. Прототипом такого решения являются Львиные ворота в Микенах.

В сравнении с этой первичной формой стрельчатая арка, образованная двумя сегментами круга, придает проему выгнутую форму, что усиливает его роль «фигуры». Сочетание выгиба и прямой обогащает ту же форму, и если центры обоих сегментов лежат на уровне пяты арки, переход к вертикализму опор осуществляется мягко по контрасту с треугольным проемом, где неизбежен слом контура.

Как и в сегментной арке, каждая половина стрельчатой утрачивает часть своей характерности за счет подчинения общему вертикализму. Полуарки воспринимаются как части круга только при специальном усилии, направленном на то, чтобы вырвать форму из ее контекста.

В контексте сооружения они прочитываются как постепенное отклонение от вертикали при подъеме вверх. Напоминая в этом отношении треугольный фронтон, стрельчатая арка обладает значительно более мощной динамикой, поскольку отклонение от вертикали начинается едва заметно, а затем наращивает скорость при движении к вершине.

Это нарастание гораздо динамичнее спокойного наклона сторон треугольника.

Мы уже упомянули особенные качества результирующего эффекта, производимого куполом собора Св. Петра, — прочность кругового контура сегментов сочетается здесь с легким подъемом наверху, что придает целому специфическую выразительность массы, стабильность которой несколько нарушена динамическим вектором, действующим по центральной оси.

Комментарии запрещены.

Дизайн интерьера