История скульптуры

История скульптурыЧтобы усвоить принципиальную схему этой структуры, необходимо осознать, что призматический объем центрального вертикального стержня, внешне обозначенный также призматическим объемом лестничного узла, формирует собой скелет здания, несущий его горизонтальные крылья подобно тому, как дерево — сучья. Эту тему можно свести к еще более элементарной форме крутящегося волчка.

Примерно такой образ взаимодействия горизонтальных и вертикальных элементов необходим для дешифровки того, что оказывается перед глазами при подходе к рассматриваемой работе Ле Корбюзье.

Как уже упоминалось, полезность плана с точки зрения визуальной ориентации зависит от того, что происходит со зданием в вертикальном измерении.

Мы уже обратили внимание на то, что план — не просто отпечаток, что он синтезирует в себе характерные для здания черты в пределах известного отрезка его высоты.

План сохраняет оперативную пригодность до тех пор, пока сооружение может быть представлено в виде последовательного ряда горизонтальных сечений, каждое из которых является описанием характерного уровня.

Достаточным набором подобных сечений для готического собора послужат план на уровне центрального и боковых нефов, план сводов и, наконец, план размещения башен и башенок на кровле.

Лишь совмещая эти горизонтальные сечения друг с другом, архитектор устанавливает отношения между формами, расположенными в различных уровнях, — операция, необходимая для сохранения единства целого.

И преимущества, и ограничения такого подхода легко иллюстрируются совмещением нескольких горизонтальных сечений через тело стоящего человека. Такой совмещенный план убедительно показывает, как подошвы соотнесены с затылком и как плечи относятся к уровню таза.

Однако полное исключение вертикального измерения искажает действительные отношения между планами-сечениями, поскольку эти отношения зависимы от разделяющих их расстояний.