Нарастание вверх

Нарастание вверхДинамически здание отнюдь не является пассивной массой, усевшейся на участок земли; здание активно вытесняет собой пространство, и это замещение остается постоянным элементом облика сооружения. Даже элементарный куб, воспринимаемый динамически, разрастается из скрытого внутри центра в тех направлениях, которые зрительно не препятствуют росту. Любая визуальная экспансия такого рода нуждается в опорном основании, от которого расходятся силы; силы восприятия не могут возникнуть из ничего.

Наиболее естественным основанием является, разумеется, уровень земли, и мы уже отмечали, что здание поднимается из земли, как если бы было укоренено в ней подобно дереву.

И все же у этой биологической аналогии есть очевидные пределы.

Безграничность земли как плоского основания не дозволяет нам воспринимать ее трехмерность.

Будучи двумерной плоскостью, земля служит основанием, но шатким, ибо лишена зрительной массы и потому не может быть достаточно сильным генератором визуальных сил. Даже дерево, если только знание о его корнях встраивается в образ, вырастает вовсе не из земли, а из собственного корневого основания.

Земля воспринимается как нечто, прячущее в себе корни, содержащее их, но мало или вовсе ничего не придающее визуальному ощущению базы роста.

Последнее в еще большей степени верно для сооружений.

В плане физического бытия здание может быть погружено в землю «по пояс», как говорил Виктор Гюго о средневековых соборах, дворцах и замках.

«Подземное основание зданий представляло собой второе здание, в которое надо было спуститься, вместо подъема.

Оно грамоздило свои подземные этажи под этажеркой верхних уровней сооружения подобно тому, как горы и лес отражаются в водах озера, дополняя перевернутым изображением горы и лес на берегу».

Все это означает, что здание должно ввести в действие основание, формируемое в его собственном объеме, от него должны исходить визуальные силы роста, им они должны порождаться. Это основание должно быть, таким образом, и лучником, и стрелой в одно и то же время, поскольку в форме здания эти контрастные функции отнюдь не разделены.

Большинство сооружений воплощает в себе обе функции.

Так, простейшая форма пирамиды являет собой тяжелую компактную массу, покоящуюся на земле, но вместе с тем проявляет себя как клинообразное воплощение могучей, направленной вверх силы.

Обе динамические темы присутствуют совместно в каждой точке пирамиды, и между основанием и вектором силы удерживается постоянное отношение.

Мы знаем, что динамика предполагает прочтение формы в обоих направлениях: подъем пирамиды уравновешен давлением сверху вниз, которое начинается с единственной точки наверху и нарастает по мере спуска и расширения базы.

Тем не менее это встречное движение явственно носит вторичный характер, ибо в любом случае, когда видимая фигура укреплена в плотном основании, движение к свободному концу фигуры зрительно преобладает.

Двусторонняя динамика проявляется гораздо активнее в горизонтальных слоях пирамиды, которые зрительно сжимаются по мере подъема к вершине или расширяются при движении к основанию. Эти сжатие и растяжение в горизонтальном измерении уже не имеют прямого отношения к базе пирамиды и потому принимают прямое участие в формировании зрительного образа.