Подвижность

ПодвижностьПодвижность характеризуется линейностью и направленностью вперед. Как известно, чем выше скорость, тем больше момент движения и тем труднее отклониться от направления.

Вызывая в памяти планировочную структуру фрагмента города, мы склонны опускать изгибы, осложняющие главное направление улицы или маршрута. То же происходит и в системе ориентации внутри зданий.

Всякое отклонение от генерального направления с трудом воспроизводится сознанием и вызывает чувство пространственной неопределенности.

Публикуя эту схему, психолог-педиатр Джозеф Черч комментирует: «Мы должны настаивать на том, что различие между пространством, являющимся полем перемещений, и пространством, зрительно данным нам как контейнер для предметов или данным нам чисто визуально, остается принципиальным». Двумерная организация квартиры в рисунке ребенка была сведена к линейной последовательности, что естественно, так как сознание гораздо легче «схватывает» линейную последовательность, чем сосуществующие различные связи в двумерной схеме.

Использованное упрощение отражает также опыт моторики (приходы и уходы), в котором возникает образ квартиры,- пространственная одновременность переживается как временная последовательность.

Этот пример показывает, что редукция к линейной последовательности существенно нарушает действительные топологические взаимосвязи моторика порождает неверную информацию. Это тем более существенно, что мы довольно редко формируем образ пространственной ситуации, будь то дом или город, рассматривая план, карту или оглядываясь кругом, стоя на месте.

Гораздо чаще наше знание складывается из того, что воспринимается при целенаправленном движении.

Отсюда проистекают весьма специфические результаты. , Исследуя пространственный образ квартир, формируемый новоселами, Глен Лим обнаружил, что далеко не все отдают себе отчет в общей структуре плана.

Для большинства жилище представляет собой лишь систему функциональных связей между отдельными его элементами; хотя эти моторные связи перекрещиваются, из этого отнюдь не обязательно возникает связный рисунок. Обнаружение факта, что квартира «на самом деле имеет Г-образную форму» нередко вызывало подлинное удивление; форма обнаруживалась лишь тогда, когда обитателям предлагали окинуть взглядом квартиру как единое целое.

Из этого с очевидностью следует, что архитектор сталкивается с гораздо более сложными условиями, чем это следовало бы из зрительной простоты рисунка целого. Различием между «схватыванием» пространственного рисунка через визуальные ощущения и его исследованием в линейной моторике объясняется удивление, которое сопровождает наш приход на прежнее место: мы вдруг обнаруживаем, что квартира, или дом, в действительности значительно меньше того, что сохранила память.

То, что после долгого отсутствия мы обнаруживаем у себя в кабинете, представляет собой чисто визуальное впечатление не что качественно иное, чем рисунок функциональных связей, которым служила комната в ходе активного использования, в ходе постоянных перемещений от стола к книжным полкам, от окна к картотеке и т. п. Локальные перемещения создают гораздо более насыщенное чувство пространства по сравнению с тем, что улавливает взгляд в этих микрорасстояниях, воспринимаемых как чисто визуальное целое.

Мы почти неизбежно перешли от обсуждения чисто физических условий мобильности к визуальному опыту, сопутствующему перемещениям в пространстве. Зрение остается главным инструментом направленной моторики поведения — глаза глядят в пространство, которое надо преодолеть; с их помощью мы обнаруживаем просветы и оцениваем относительную трудность прохода.

При реальном движении мы видим мир, лежащий впереди, как карту потенциальных путей. Поэтому та же зрительная дистанция порождает существенно разнящиеся образы в зависимости от того, возможно или нет ее преодоление в реальном движении.

Так, при взгляде вверх, в купол, результирующий образ осложнен недоступностью по сравнению с целью, расположенной в уровне земли на том же расстоянии.

Всякая балюстрада, всякое ограждение усиливает зрительную расчлененность пространства благодаря потенциальной кинестетической информации о том, что некое место недоступно и потому оно «далеко».

Комментарии запрещены.

Дизайн интерьера