Порядок и беспорядок

Порядок и беспорядокЗначение слова «порядок» искажено недоразумением, в силу которого всякий порядок отождествлялся с его специфическим вариантом (ордер), превозносимым одним поколением художников, дизайнеров и архитекторов и отвергаемым за чрезмерную жесткость другим поколением. Порядок, ордер, стал означать сведение к элементарной геометрической форме и стандартизацию сверху донизу, перевес тектоники над экспрессивностью, форсирование рационального за счет спонтанного творчества.

Столкновения стилистических предпочтений есть дело преходящее, в них отражается диалектика истории искусства, в них скрываются силы, необходимые для осуществления перемен. Эта изменчивость не должна, однако, лишать нас тех представлений, что относятся к постижению сугубо фундаментальных фактов.

Ничего, кроме всеобщего смятения не может следовать из трактовки порядка как чего-то, что может быть принято или отвергнуто, отброшено и замещено чем-то иным.

Порядок следует трактовать как неотъемлемое свойство функционирования всякой организованной системы — физической или духовной.