Принудительность порядка

Принудительность порядкаПорядок являет собой столь фундаментальный принцип равно в неживой и живой природе, что мы можем позволить себе утверждать: порядок возникает всегда, если только специфические обстоятельства не препятствуют его возникновению. Или: в данной ситуации возникнет такая мера упорядоченности, которая будет доступна при данных обстоятельствах. Известно, что если ситуация обозначена замкнутой системой сил, то эти силы распределятся таким образом, что напряжения в системе окажутся наименьшими.

На этом низшем уровне напряжений движение завершается, и система удерживает равновесие до тех пор, пока новые силы извне не изменят наличествующих условий. Процесс упорядочения останавливается по достижении уровня, определенного через меру принудительности, свойственную данной системе.

Если такой принудительности нет, то процесс продолжается до тех пор, пока не будет достигнут уровень полной однородности — состояние, отлично иллюстрируемое тщательно перемешанной колодой карт, хорошо взбитой смесью или распределением молекул в кипящей воде. В этом случае порядок заключается в том, что одно и то же состояние проявляется в каждой точке поля; любая из частиц может поменяться местами с другой без какого бы то ни было изменения системы.

Гомогенность, полная однородность представляет собой низший уровень упорядоченности и уж потому — наименее продуктивный, но и это есть состояние упорядоченности, хотя физики по собственным соображениям называют это состояние хаотическим. Архитектура приближается к этому низшему уровню упорядоченности в форме идентичных построек в рамках так называемого «подразделения» — все дома могут свободно обменяться местами, и зритель оказывается на том же месте независимо от того, куда он передвинется.

Это угнетающее условие в большинстве случаев преодолевается за счет того, что стремление к максимальной упорядоченности уравновешивается противоборствующей тенденцией, которую можно назвать темой системы.

Тема — это и есть то, что подлежит упорядочению. В музыкальном произведении «замысел» композитора и данная структура музыкальной системы образуют собой те силы принуждения, по отношению к которым назначается наилучшая система упорядочения.

В архитектуре функциональная программа сооружения, ее преобразование в проектный замысел, утилитарные требования к постройке в символические значения, которые должно нести здание, являют собой те факторы упорядочения системы, которые препятствуют движению к максимальной упрощенности, симметричности, регулярности и т. п. В то же время все факторы, образующие собой тему, подчиняются процессу упорядочения, который необходим для того, чтобы получить полноту реализации, чтобы избежать односторонности, внутренних противоречий, неуравновешенности — всего того, что мешает произведению быть действительно самим собой и нести разнообразные утилитарные и психологические нагрузки.