Собор Чефалу в трех измерениях

Собор Чефалу в трех измеренияхЧтобы не испытывать читательского терпения детальным описанием сложных визуальных форм, ограничимся одним примером для выявления богатства динамических отношений в подлинном трехмерном произведении архитектуры. Что же мы видим, приближаясь к величественному романскому собору Чефалу близ Палермо, в Сицилии?

Тема вертикального роста передана здесь двум башням.

Они выполняют эту задачу лучше, чем это могло бы здание в целом, так как они относительно тонки для высоты, до которой им дано дорасти. Когда одинарный оконный проем уступает место сдвоенному, движение массы вверх приобретает некоторое дополнительное ускорение.

Поднимая взор вдоль вертикальной оси башен, мы довольно неожиданно натыкаемся на горизонталь обреза.

Она относительно слаба в сравнении с мощью вертикального рывка, и ее можно без труда перескочить взглядом. Таким образом, возникает специфическая «задержка», заставляющая отступить на шаг, прежде чем двигаться дальше, — следует рывок первого сокращения массы и только после него наступает стремительное ее сжатие в шатры наведший, посылающие движение вверх далее в небо.

В сопоставлении с указующими вверх тонкими фланкирующими вертикалями центральная часть сооружения, близкая по пропорциям к квадрату, выглядит инертной и тяжелой массой. Промежуточный карниз расчленяет ее на два слоя, служащих горизонтальными мерками для подъема башен в вышину.

Плотность центрального ядра дополнительно усилена отступом верхних уровней от фронтального обреза портика — своего рода эхо сжатия, переживаемого взглядом наверху башен. Служа остановкой для взора, следующего снизу вверх, этот отступ является четким акцентом подъема.

Соответственно, ряды арок создают вертикальный градиент уменьшения габаритов: от трех высоких проемов портика взгляд поднимается к ряду перехлестывающих друг друга арок второго уровня и, наконец, к еще меньшей аркаде третьего.

Эта верхняя аркада не вводит сильной темы замыкания, и весь центр, вопреки своей функции противовеса, не притянут книзу солидным грузом кровли и скорее «плавает» над тонкими колоннами портика, обладая собственной устремленностью вверх.

При сопоставлении архитектурных измерений по фасаду и плану говорилось о том, что вертикаль закрепляет образ здания как монумента, тогда как горизонтальная плоскость служит определению взаимодействия между человеком и зданием.

Когда мы приближаемся к собору Рефалу, нас прежде всего встречают башни: доминируя по вертикали, они выдвинуты вперед и в горизонтальной плоскости. Башни понизу совершенно закрыты, предъявляя вовне самодостаточность центральной симметричностью квадратных сечений.

Форма башен безразлична к приближению зрителя, к нему не обращены ни двери, ни даже окна. Заглубленный центр, напротив, весь обращен к входящему, и этот приглашающий отступ был, несомненно еще более значащим до того, как в конце XV в. добавили портик служащий средним звеном для двух фронтальных плоскостей.

Портик демонстрирует гостеприимную открытость, служа одновременно пространственной прелюдией к интерьеру храма. Он уравновешивает и дополняет массивность башен своего рода заявлением: здание представляет собой контейнер, вместилище, и главная его функция — внутри.