Строение города

Строение городаКлассическое описание строения города, осуществленное Кевином Линчем, помогает уяснить, что на различных уровнях подобные пространственные системы могут быть как высоко упорядоченными, так и совершенно хаотическими. Резонно предполагать, что окружение, спроектированное как единое целое, являет систему более высокого порядка, чем нарастающее фрагментарно, как это происходит в большинстве реальных поселений. Однако разрастание отнюдь не обязательно приводит к хаосу.

Анализ, проведенный Линчем, доказал, что чем более упорядоченный характер приобретает объективно пространственная система образные представления людей об их окружении.

Чем больше неопределенность системы, тем в большей степени образ, формируемый сознанием, будет зависеть от того, на чем наблюдатель остановит свое внимание, насколько он знаком с частями окружения и т. п. Добавим, что сложность пространства, формируемого архитектурой, является в изрядной мере тем, что психологи называют развивающейся схемой. Трехмерное пространство воспринимается сознанием непосредственно лишь в самых огрубленных чертах, и более тонкая взаимосвязь, соизмеримость постигается лишь постепенно, шаг за шагом.

Первичное отображение пространственной конструкции обязательно элементарно, что не всегда очевидно, поскольку в действительности развивающаяся схема может быть скрыта от внимания посторонними «шумами». Но важно иметь в виду, что одним из постоянно работающих факторов восприятия является тенденция сознания автоматически восходить от элементарных пространственных конструкций к все более сложным.

В относительно чистом виде эту тенденцию можно обнаружить в игре детей с кубиками, в первых эскизах студентов-архитекторов, в строительстве примитивных хижин.

В схеме психолога первая стадия постижения заключается в том, что один предмет помещается в нейтральную пространственную среду.

На более поздней стадии между предметами, равно как и между компонентами одного предмета, устанавливаются двумерные отношения, упорядочиваемые на вертикальной или горизонтальной плоскости. В границах такой плоскости взаимосвязи первоначально устанавливаются в прямоугольной решетке, тогда как очередь диагоналей приходит позже.

Точно так же, истинная трехмерность ограничивается поначалу прямоугольной схемой, вписываясь в куб или в композицию из кубов. Следуя развивающейся схеме, можно пытаться установить шкалу нарастающей сложности, по ступеням которой пространственное воображение двигается от простейших пространственных конструкций к наиболее сложным.

Разумеется, в чисто физическом смысле даже элементарный акт бытия архитектуры включает в себя реальную трехмерность, коль скоро и один кирпич представляет собой трехмерный объект. И тем не менее, для понимания архитектурной формы необходимо осознавать, что само по себе оперирование предметами в материальном мире не порождает ни активного осознания измерений в пространстве, ни врожденных пространственных возможностей.

Это справедливо для любой деятельности, имеющей дело с пространством, будь то техника, математика, физика, медицина, игры или искусство.

Пространственное воображение развивается только шаг за шагом. У иных персонажей, в иные этапы развития культуры это воображение так и не выходит за пределы примитивных взаимосвязей — или потому, что развитие останавливается на ранней стадии, или в силу того, что дальнейшее усложнение оказывается ненужным.

В ряде случаев пространственное воображение испытывает нечто вроде приступа дурноты, сталкивась с запутанными играми, в которые играют Борромини или Ле Корбюзье.