Вес и высота

Вес и высотаАсимметрия гравитационного поля не только влияет на установление направляющих осей строения здания, она воздействует на нашу способность определять расстояние от земли вверх. По мере передвижения от одного высотного уровня к другому объект меняет свою зрительную тяжесть. Отношения зрительных весов различных элементов сооружения зависят от их относительной высоты, и потому место и роль произвольного элемента в композиции не могут быть правильно установлены без учета фактора высоты.

Этот феномен зависит от трех различных факторов: расстояния, нагрузки и потенциальной энергии.

Физически, как известно, сила гравитации убывает с увеличением расстояния от центра тяготения, но в восприятии никоим образом нельзя сказать, что вес уменьшается с расстоянием — скорее напротив. На больших высотах, однако, объекты наблюдения кажутся более свободными от силы, тянущей их вниз, и венчающие части высотных сооружений кажутся едва ли не сорвавшимися с привязи.

Дело обстоит именно так, потому что земля является отнюдь не единственным центром притяжения — внутри визуального поля любой объект формирует малый центр притяжения, присущий ему в отдельности. В зависимости от собственной зрительной тяжести этот объект может оказываться более или менее мощным в притягивании иных объектов в своем окружении, в установлении направлений.

В результате всегда возникает весьма непростая иерархия весов, каждый из которых служит центром собственному полю тяготения, но более мощные перетягивают слабейшие.

Самым значительным из таких центров является, разумеется, подножие, и его влияние распространяется на здание в целом, хотя наиболее сильно ощущается внизу. По мере подъема вверх влияние подножия уменьшается и более слабые центры тяготения приобретают независимость.

Так, венчающие элементы очень высоких сооружений совершенно освобождены от роли центров тяготения.

Их зрительный вес значительно меньше той реальной силы, с которой они давят на нижележащие слои; они кажутся почти парящими наверху. Возможно, что эти ощущения непосредственно проистекают из кинестетических ощущений нашего тела или зависят от физиологической асимметрии нейронных полей мозга, реорганизующих зрительные впечатления.

Не исключено также, что мы подсознательно приписываем всем вздымающимся вверх элементам сооружений наши переживания, связанные с предметами, кажущимися свободными от тяготения земли, — птицами или облаками, с горделивой независимостью луны и солнца.

На зрительный вес воздействует также распределение тяжести по зданию.

Физически первый этаж несет наибольший вес, уменьшающийся по мере подъема. Этой асимметрии соответствует зрительный эффект: верхние этажи всегда кажутся легче нижних.

Композиционно архитектор может ограничиваться фиксацией этого отношения, переворачивать его, сознательно нагружая верхние этажи, или подчеркивать и усиливать. Есть, однако, и третий фактор, действующий прямо противоположным образом, — с физической точки зрения потенциальная энергия тела возрастает по мере его подъема над уровнем земли.

Не исключено, что именно это лежит в подоснове возрастания приподнятого веса при восприятии.

Во всяком случае, на живописных изображениях, охваченных рамой и гораздо менее, чем здания скрепленных с поверхностью пола, а частично и в скульптуре, чем выше расположен некоторый элемент композиции, тем большим кажется его зрительный вес. Так, тот же самый черный квадрат кажется значительно более тяжелым, если он помещен в верхней части живописной композиции, и облегченным, если — у нижнего обреза.

В архитектуре взаимодействуют одновременно все названные факторы, и суммарный результат зависит от сугубо индивидуального сочетания условий.

Так, «роза» готического окна кажется такой легкой благодаря зрительной независимости от уровня земли. Автономность, самодостаточность ее круглой формы высвобождает последнюю от сил гравитации.

В то же время окно, будучи расположено наверху, зрительно набирает добавочную потенциальную энергию и приобретает дополнительную зрительную тяжесть.

Суммарный эффект этих противоборствующих сил оценивается нами сугубо интуитивно. Поэтому архитектор свободен в определении того «груза», который должно нести здание, в определении точки приложения зрительной тяжести.

Это вопрос стиля, манеры.