Восприятие тел

Восприятие телЗрительное восприятие, зрительное воображение не сводятся к набору оптических образов, и чувство зрения далеко от механичности регистрирующего устройства. Это чувство способно организовывать, дополнять, синтезировать структуру, содержащуюся в отдельных образах. Это свойство может вводить в заблуждение Ь, если невидимая часть объекта не дополняет его наиболее элементарным, последовательным путем.

Разумеется, опыт восприятия отнюдь не сводится к рассматриванию предметов с одной стороны; передвигаясь в своем окружении, мы видим предметы в различных ракурсах, часто сознательно меняя позицию, чтобы достичь более выгодного.

Скульптура воспринимается лишь при обходе ее со всех сторон, архитектура — тоже.

Сознание синтезирует образ объективно существующей трехмерной формы статуи или сооружения из множества проекций, прочитываемых в разных ракурсах.

Различные проекции редко бывают не соотнесены друг с другом: по мере движения вокруг объекта последний поворачивается перед глазами, в результате чего выкладывается упорядоченная серия изменений.

Закономерность строения такой серии значительно облегчает опознание того действительного объекта, к которому относится каждый отдельный, частичный его образ.

Все это хорошо известно, и все же восстановление образа объективной формы по дискретной серии проекций является удивительным достижением человеческого сознания. Большинство людей оказывается в состоянии с достаточной точностью изобразить куб в его завершенности, хотя одномоментное мы не можем видеть более трех его сторон.

Это странно, так как ни один из видов на куб не содержится в «объективной» форме этой фигуры — правильной, прямоугольной, симметричной; ни одно из этих качеств не содержится в отдельной проекции, и все же мысленный образ реконструируется почти точно.

Если это справедливо для куба, то тем более следует подчеркнуть, что сооружение есть объект, который никогда не был и никогда не будет воспринят в целостности.

Это сооружение представляет собой образ, синтезируемый из частных видов. Легкость или затруднительность построения такого образа зависит от характера выбираемых архитектором форм.

Пауль Франкль обратил особое внимание на это обстоятельство, выясняя специфику архитектурного стиля между 1420 и 1550 гг. относительно позднейшего.

Он утверждал: «В более ранний период для получения полноты архитектурного образа достаточно, оказывается, удивительно малого количества точек, с которых осуществляется рассматривание.

Независимо от того, под каким углом мы смотрим на здание, его образ сохраняет самотождественность, совпадая при этом с «действительной формой».