Взаимодополнительное отношение

Взаимодополнительное отношениеВзаимодополнительное отношение между подъемом и спуском, сжатием и растяжением формирует внутреннюю динамику пирамиды. В более общем смысле это внутреннее отношение встроено и в отношении всего сооружения к его окружению.

Пирамида вытесняет воздух, вырастая вверх. Однако в то же время можно увидеть, как окружающее пространство сжимает сооружение, последовательно уменьшая его габариты до тех пор, пока на максимальной высоте пирамида не сведется к единой точке и не исчезнет.

Благодаря силам экспансии, вырастающим изнутри, и силам давления, действующим извне, из их равновесия вырастает динамическое восприятие сугубо статичной формы. Пирамида действует на наше воображение как компактное, нерасчлененное целое.

Формы большинства зданий в большей или меньшей степени расчленены, и разные их элементы выполняют различные динамические функции. Края кровель в постройках Райта производят аналогичный эффект, что и ступенчатая форма.

Нарастание тяг действует мягче, чем в компактной треугольной форме: общий нажим формируется несколькими слабыми, расчленен на несколько фаз, каждая из которых отображает определенную степень общего усилия. Хотя расчленение расслаивает усилие, оно делает его более ясно выраженным и лучше воспринимаемым.

Портогези, использовавший ступенчатое нарастание в ряде своих работ, характеризует его как эффект «эхо» и приводит в пример, наряду с работами Райта, куполы Пантеона и Сант Иво в Риме или наброски Микеланджело к лестнице Лауренцианы.

Когда все компоненты объединенного усилия выполняют ту же функцию с той же силой, в результате возникает уже не эхо, а многоголосье хорового пения. Любой ряд колонн дает нам параллелизм такого рода, так как одна из функций колоннады — выявление динамического характера стены, которая лишена экспрессии, когда ее поверхность аструктурна и потому пуста.

Ряд колонн определяет собой поверхность как раппорт, образуемый вертикально ориентированными силами.

Наиболее сложное и запутанное применение рядов вертикалей, схематически описанных выше, характерно для силуэта застройки. Случайное сопоставление зданий заставляет нас воспринимать их одно за другим, но в то же время они самопроизвольно группируются в более или менее свободный профиль.

Будучи лишенным последовательной упорядоченности, подобный хор вертикальных нот часто воспринимается как визуальный «шум» — мощный и структурный стимул, возбуждающий или угнетающий исключительно в зависимости от свойств личности зрителя.

Как заметно во всяком силуэте, последовательность элементов в пространстве можно считывать в произвольном направлении: слева направо или наоборот; от избранного фокуса влево и вправо или с обеих сторон к нему. Глаз обладает также способностью перемещаться скачками в обоих направлениях, устанавливая всякий раз новый тип отношений.

Хотя каждый из таких подходов приводит к иному впечатлению, они не исключают друг друга и потому силуэт как пространственный рисунок существует в единовременности своих частей.

Путь считывания последовательностей полностью привносится в него взглядом наблюдателя. В несколько более упорядоченном рисунке часть из последовательностей задана структурой, тогда как часть остается произвольной.

При обозрении ряда органных труб, симметрично сгруппированных вокруг самой высокой, взгляд может начать сканирующее движение от верхней точки, спускаясь влево или вправо, а может подниматься вверх с любой из сторон.

Если стартовым пунктом оказывается любая иная точка, восприятие переживается как значительно более субъективный факт и потому приобретает неизбежно более случайный и мимолетный характер.