Модели и размерность

Модели и размерностьМы задержались на принципах барокко, потому что они как нельзя лучше иллюстрируют принципиальную проблему отношения между объективно данной архитектурной формой и тем, как она зрительно воспринимается. Уже отмечалось, что здание, как и всякий трехмерный объект, никогда не может быть увидено в его целостности, распадаясь на искаженные перспективой отдельные ракурсы. Это справедливо не только для законченных построек, но и для архитектурного замысла, формируемого в сознании: поскольку архитектор не в состоянии непосредственно охватить структуру замысла, он прибегает к работе на малогабаритных моделях — макетах.

Архитектор должен представлять себе с известной долей полноты, как будет выглядеть здание при подходе к нему или изнутри. Однако большая часть реального формообразования, хотя и осуществляется в сугубо мысленных моделях, нуждается в поддержке макетами, выстраиваемыми на столах в мастерской и легко охватываемыми обычным визуальным полем.

Клод Леви-Штросс, останавливаясь на навыке делать эскизы меньшими, чем представляемые на них объекты, отмечает, что сокращение размеров, редукция переворачивает процесс постижения.

Вместо того, чтобы, как правило, начинать с частей, мы в первую очередь охватываем целое; если обычно мы стараемся преодолеть сопротивление крупного объекта, расчленяя его на элементы, то редукция размерности переворачивает ситуацию: «Чем меньше абсолютные размеры объекта, тем меньше он нас пугает; уменьшаясь в чисто количественном аспекте, объект кажется качественно упрощенным. Это чисто количественное преобразование многократно увеличивает нашу власть над подобием вещи — с помощью этого аналога самую вещь можно взять в руку, взвесить на руке, охватить одним взглядом.

»