Особенные качества результирующего эффекта

Особенные качества результирующего эффектаАрки по большей части встроены в вертикализм зданий за счет сочетания с поддерживающими их столбами или колоннами. В этой связи резонно вернуться к сочетанию треугольного фронтона и полукруглой арки над дверными или оконными проемами. Это сочетание несет в себе специфическую динамическую мощь.

Она особенно заметно проступает, если сопоставить стилистический характер треугольной формы, охваченной сверху полукругом, как это встречается в ренессансных постройках (двор Палаццо Фарнезе или фасад дома Джулио Романо в Мантуе), и обратную форму, подобную использованной Микеланджело в Порта Пиа. Полукруг, охватывая фронтон, защищает стену от пробивающего ее снизу вектора, воплощенного в клинообразной форме, и тем самым заметно ослабляет силу рывка, обращенного вверх.

Когда же отношение перевернуто, выгиб арки внутри фронтона или ниже его выглядит как начальная стадия порыва, полностью воплощенного в треугольнике фронтона.

В этом случае динамика не только не ослабляется, но напротив, резко усиливается.

Микеланджело достигает аналогичного эффекта в Лауренциане, используя чередование выгнутых и треугольных фронтонов над окнами вестибюля.