Отсылка к Вагнеру

Отсылка к ВагнеруОтсылка к Вагнеру, т. е. к музыкальной стилистике приблизительно того же времени, позволяет уяснить, что форма плана, использованная французским архитектором, не должна трактоваться единственно как остроумное решение сугубо практической задачи. Природа использованного архитектором приема и тот факт, что решение может рассматриваться как приемлемое или даже желательное, позволяют утверждать, что перед нами симптом утверждения определенной стилистической манеры. Поскольку же всякое архитектурное переживание по природе своей обладает символическим содержанием, мы должны полностью принимать во внимание стремление архитектора создать пространственную метафору для свойственного времени мироощущения.

Третий принцип препятствует достижению прямого и элементарного воплощения идеи полной упорядоченности. Речь идет о различии между задуманной картиной и ее практическим воплощением: орнаментальный рисунок, воплощенный в венчике маргаритки, может нравиться нам совершенной симметрией звездчатой формы, однако само это совершенство можно воспринимать и как холодно безжизненное.

Идея полной гармоничности задуманной декорации может вполне удовлетворять нас, но эта идея вряд ли приемлема как воплощение жизни в полноте ее смысла.

Жизнь является нам прежде всего как взаимодействие между чистотой замысла и препятствиями, вариациями, отклонениями от абсолюта, которые неизбежно сопровождают воплощение замысла, поскольку наш мир отнюдь не тождествен механосборочному цеху. Лепестки живой маргаритки достаточно часто не столь уже идеально идентичны, порядок их расположения не всегда абсолютен, и именно эти отклонения от совершенства чем-то напоминают нам собственное поведение, складывающееся из множества импульсов, нравящихся нам уже потому, что они подтверждают нашу свободу от чисто механической повторности реакций.