Уровни сложности

Уровни сложностиПорядок обнаруживает себя на различных уровнях сложности. Чем сложнее структура, тем выше потребность в упорядоченности, поскольку достижение ее соответственно усложняется.

Вентури демонстрирует нам множество отличных примеров сложности, но он заблуждается, утверждая, что сложность опирается на внутреннюю противоречивость и потому беспорядочна,- в большинстве случаев дело обстоит не так. В любом рисунке на плоскости вертикальное и горизонтальное измерения контрастны между собой, однако они не столько противоречат друг другу, сколько, взаимно усиливаясь, заполняют каркас поверхности. Они уравновешиваются, что справедливо и для любого вида симметрии, уравновешивающей взаимно контрастирующие направления.

Ранее уже говорилось о том, как архитектурное окружение кажется движущимся навстречу зрителю, когда тот приближается и проходит через него.

И здесь есть контраст, но нет никакого запутывающего противоречия: противоположно направленные движения образуют собой разные компоненты той же самой ситуации.

В сложном музыкальном ритме пианист может вести мелодию в двух системах отсчета для правой и левой руки, но из этого не возникает противоречие. Не возникает оно и тогда, когда (процитируем Вентури) в Вайскирхе «колоннада, строго параллельная стенам, образует переменные ритмические противопоставления пилястрам и оконным проемам в стене».

Безусловно, связать в восприятии автономные и параллельные последовательности в здании такого рода непросто, однако обнаружение порядка в их соотношении — достаточная награда за труд. Можно возразить, что плита, служащая полом одному этажу и потолком другому, обладает противоречивостью, тем более, что на чертеже фасада сечение этой плиты, появляясь в виде линии, разделяющей этажи, может вызывать у наблюдателя эффект «соперничества за ограничивающий контур».

Тем не менее, для обитателей здания такого противоречия нет: пол верхнего этажа и потолок нижнего существуют в совершенно различных мирах восприятия, и только если сверхпытливый аналитик попытается зрительно представить себе двойную функцию плиты в одном и том же образе, возникнет некоторая реальная неприятная раздвоенность единого.

Одним из наиболее распространенных источников упорядоченной сложности является отклонение от нормы. Когда на рисунке мы видим наклоненный прямоугольник, то не воспринимаем его как форму, обладающую самостоятельным значением,- это лишь деформация более простой формы, которая служит для нас нормой.

Норма такого рода непременный элемент воспринимаемого образа, хотя она не представлена нам непосредственно.

Всякое непосредственно воспринимаемое отклонение от данной зрительно нормы придает объекту мощное динамическое напряжение тенденции к норме или от нее. Таким именно образом динамичность создается во всех искусствах и в первую очередь в музыке, где, например, отклонение от диатонического основания придает напряженность основному тону мелодии. Точно так же отступы, дополнительные изломы, выгибы придают мощную визуальную динамичность барочным фасадам, заставляя их значительно отклоняться от «нормы» прямоугольной плоскости.

Они в совокупности создают эффект «нормального» фасада, который был затем сдавлен, изогнут и изломан.