Динамика объемлющего пространства

Динамика объемлющего пространстваЕще одно наблюдение Цукера помогает понять, что зрительное поле распространяется не только по горизонтали, но и вертикально. Цукер утверждает, что архитектурный ландшафт навязывает простирающемуся над ним небу четко определимый «потолок»: «Субъективное ощущение определенной высоты неба вызывается игрой высот окружающих сооружений и обширностью (ширина и длина) подножия. На это ощущение влияют контуры карнизов и фронтонов, труб и башен.

Обычно высота неба над замкнутой площадью воображается как три — четыре высоты от наиболее высокого здания из окаймляющих ее. Эта высота больше над площадями, где господствует одно сооружение, тогда как над широкими, открытыми площадями вроде площади Согласия в Париже зримая высота неба выражена чрезвычайно слабо».

То, что Цукер называет «потолком» неба, я буду описывать в категориях визуального силового поля, образуемого высотами и массами и, возможно, общим рельефом архитектурного ландшафта упорядоченных комплексов вроде площадей.

Динамическая интерпретация позволяет нам трактовать «потолок» как границу силового поля, излучаемого сооружениями в уровне земли и не выходящего за некоторые пределы, за которыми оно ослабевает так резко, что растворяется в пустоте неба.

Зрительно этот феномен ярко выражен в очертаниях силуэта.

Резкая горизонтально черта создает четкую границу между застройкой и небом.

Когда мы видим нерегулярный контур, особенно если он сформирован группами вертикалей, подобной границы не существует. Утонение башен и шпилей создает тот же эффект — архитектура постепенно растворяется в воздухе.

Стоит повернуть линию силуэта на 90°, и мы мгновенно убеждаемся в том, что аналогичное растворение в пространстве для вертикальных очертаний сооружений воспринимается как нечто неправдоподобное.

Различение такого рода формируется фундаментальным различием вертикального и горизонтального измерений, о котором речь пойдет в следующей главе. Здесь важно подчеркнуть, что в горизонтальном направлении силовое поле не может распространяться беспрепятственно: в установлении горизонтальных связей между зданиями архитектурные пространства контролируют и ограничивают друг друга.

Обратим внимание на габариты открытого пространства перед зданием. Паперть перед собором Парижской Богоматери была первоначально значительно меньше, чем сейчас, и у меня нет сомнений в том, что именно нынешнее обширное пространство перед главным фасадом в гораздо большей степени отвечает самому зданию.

Пространство достаточно велико, чтобы дать пространственной конструкции возможность полной самореализации, и вместе с тем достаточно ограничено, чтобы не позволить силовому полю утратить напряженность. Если же здание имеет более развернутую композицию плана, скажем, крылья, выходящие вперед относительно центра, то необходимый ему «коврик перед дверью» потребует существенно большего простора.