Мощная опорная структура

Мощная опорная структураМощная опорная структура способна выдержать некоторое количество девиаций без особого ущерба. Это особенно очевидно в тех случаях, когда такие отклонения носят случайный характер, т. е. воспринимаются скорее как «шум», чем как присутствие самостоятельных форм. Пауль Цукер назвал «ядром площади» весьма свободное сочетание пространственных форм, если только оно удерживается вместе сильным центральным акцентом — памятником, фонтаном, обелиском.

Эта доминанта связывает разнородные элементы, образующие собой периферию, в единое визуальное целое.

Такого рода пространственное единство не нарушается иррегулярностью плана, случайностями расположения, размеров или формы соседних зданий.

Сильная структура навязывает себя ситуации и в том случае, когда она воплощена лишь приблизительно, не полностью.

Она может совладать с достаточным объемом «примесей», как и происходит в тех случаях, когда здание осталось недостроенным или изменено перестройкой, частичным разрушением.

Порядок сталкивается с реальной угрозой, если девиации достаточно мощны, чтобы нарушить уклад целого. Мы уже приводили пример такого рода: здание Джон Хэнкок Тауэр врезалось по диагонали в пространственную зону, где доминировала прямоугольная площадь.

Больная совесть нового гиганта отражена в зеркале его стеклянных стен — кстати, заметим, что эффект восприятия зеркального отражения заслуживает большего внимания, чем ему до сих пор уделялось.

Отражение вносит фрагмент одного визуально независимого «мира» в другой, совмещая, скажем, фрагмент улицы и небо.

Всякий рисунок способен без ущерба для себя проглотить лишь весьма ограниченный объем чужеродного материала.

Здание, целиком покрытое зеркальным стеклом, рождает болезненное противоречие образа, навязывая нам зрительно отрицание факта, который физически дан как нечто несомненное. Если равновесие не достигнуто, то группировка элементов как бы колеблется в нерешительности, словно лишенная возможности получить естественное разрешение внезапной остановкой.

Любопытным примером пространственной дезориентации служит кафедральный собор в Сиене.

Первоначальная церковь была сооружена в XIII-XIV вв., после чего решили добавить новый неф под прямым углом к старому так, чтобы тот превратился в трансепт обновленного и укрупненного храма. Проект не был полностью реализован, но была возведена достаточно крупная часть нового нефа, чтобы дать ощутить эффект, который возник бы, по всей вероятности, из-за двух взаимоисключающих версий храма.

Первоначальное здание, воспринимаемое в рамках нового контекста, выглядит одновременно и большим, и маленьким, и доминирующим, и подчиненным, и законченным, и незаконченным.

Как уже отмечалось, трудно найти логическое подтверждение тому, что определенное сочетание форм упорядочено и потому успешно, или неупорядочено и потому не может удовлетворительным образом выполнять функцию архитектурного произведения. Суждение, хотя и опирающееся на объективные признаки восприятия, сохраняет интуитивный характер, так как сами эти признаки возникают в процессе взвешивания взаимодействия совершенно различных визуальных сил. То, что одному зрителю кажется уравновешенным, может не восприниматься так другим.

И все же, когда объект дан нам, можно указать на различные динамические компоненты образа, выявить их функции и относительную мощность и выстроить в меру убеждающее подтверждение этой точки зрения.