Динамические пропорции

Динамические пропорцииДинамическая выразительность не является признаком формы, культивируемой в изящных и прикладных искусствах. Это первичное качество всякого восприятия и тем удивительнее, что этому роду экспрессии уделено столь мало внимания. После работ Липпса психологи и философы игнорировали эту тему, в то время, как критики и историки искусства постоянно были заняты описанием частных проявлений динамической экспрессии.

Возьмем для примера отрывок из аналитического описания вестибюля микеланджеловой Лауренцианы, составленного Джеймсом Аккерманом: «Непрерывность в организации рисунка стены усиливает эффект лестницы, которая словно низвергается в вестибюль как авангард вторжения… Если между лестницей и стеной и нет формальной гармонии, между ними устанавливается своего рода гармония драмы: своей агрессивностью и та, и другая атакуют чувства созерцающего; плоскости стен, выдвигающиеся вперед от колонн, кажется, сдавлцвают пространство в комок в ответ на давление лестницы извне».

Отсылки к низвержению, вторжению, давлению кажутся в этом случае столь уместными, что их трудно счесть только метафорами, — это простое описание воспринимаемого, хотя объект, к которому адресовано описание, и сделан из инертной материи камня.

Пропорции, к которым архитекторы и художники относятся столь внимательно, не давали бы нам и намека на точку опоры, будь они только измерением количеств, а не носителем определенных сил. Почему, скажем, золотое сечение столь часто и широко трактуется как оптимальное для известных случаев отношение между отрезками? Мы обычно характеризуем его как наилучший вид уравновешенности между компактностью прямоугольниками его растянутостью в длину, но почему, собственно, это отношение должно считаться лучше, чем другие?

По всей видимости потому, что отношение, приближающееся к центрической симметрии квадрата, не придает дополнительного качества ни одному из направлений и заставляет нас видетв статичную массу, тогда как чрезмерно большое отличие по двум направлениям нарушает равновесие: долгота лишается противовеса, обеспеченного широтой. Отношение, приближающееся к «золотому», придает форме способность оставаться на месте, насыщая ее при этом живой внутренней напряженностью.

Сами слова, используемые нами для описания действующих факторов, указывают на то, что мы имеем дело с динамическим отношением.

Равновесие представляет собой игру уравновешивающих друг друга сил и неприложимо к количествам как таковым.

То же относится и к зрительно воспринимаемому весу.

Около 1850 г американский скульптор Горацио Гриноу опубликовал яростный про-, тест против первого варианта монумента Вашингтону, представленного Робертом Миллсом, — высокий обелиск поднимался там из низкого круглого здания, опоясанного дорической колоннадой: «Ярчайшей особенностью этого проекта является гибрид египетского монумента, несущего то ли астрономический, как я думаю, то ли фаллический, как предполагает бостонский критик, смысл (что, впрочем, не столь важно), с греческим сооружением, вернее, с элементом такового. Думаю, что искусство не в силах совладать с такой химерой, не нарушив и даже не уничтожив характерность и специфическую красоту обоих компонентов.

Один из них прост до монотонности и может быть определен как выражение единства в колоссальном масштабе; другой представляет собой комбинацию сложно организованных элементов, собранных вместе ради достижения общей цели. Совершенство этих форм как выразителей столь определенных характеров вопиет против сопоставления».

Гриноу протестовал не только против смешения стилей, но и против несообразности между «сложной, расчлененной, сравнительно легкой греческой конструкцией» и тяжелой массой камня, водруженной сверху. Он справедливо отвергал объяснение, что стройность колонн должна замаскировать массивность основания, в силу чего якобы сочетание двух архитектурных форм ничем не грозит.

«Столбы содержат в себе всю силу конструкции. Отсюда их полная определенность в роли архитектурного элемента.

Фасад по природе своей должен, во-первых, быть достаточно мощным; во-вторых, выглядеть мощным!

» Ни реальная статика сооружения, ни знание зрителем ее природы не оказывают почти никакого влияния на визуальную динамику, ибо последняя создается исключительно восприятием зрительных масс.