Кафедральный собор в Сане

Кафедральный собор в СанеПри входе в кафедральный собор в Сане, построенный в период перехода от романского стиля к готике, несоответствие тяжести столбов тонким ребрам сводов, исходящим от них, вызывает почти шок. В чисто количественном плане нет ничего странного и в тонкой колонке, стоящей над мощной опорой. Раздражает не это, а неверное отношение между причиной и следствием, проступающими в восприятии.

Исследователь восприятия психолог Альберт Мишот показал, что причинность непосредственно встроена в отношения между формами.

Так, Мишот продемонстрировал, что, когда геометрическая фигура, например черный квадрат, двигаясь по экрану, ударяет иную фигуру и та в свою очередь начинает двигаться, наблюдатель непосредственно ощущает силу, которая передается от первой фигуры ко второй, словно оживляя ее. Опыт архитектуры указывает, что аналогичная причинная зависимость специфическим образом оживляет сопоставление одна с другой неподвижные формы.

В Сане опоры благодаря своей визуальной мощи несут в себе динамическое усилие, направленное снизу вверх. Тонкий ствол колонны вырастет из этого основания, но не обладает необходимой силой, чтобы обеспечить обратное давление, и диспропорция двух сил производит эффект горы, рождающей мышь.

Отто фон Симеон, указывая на этот контраст, отмечает, что для строителя Шартрского собора подобное отсутствие связности выступало уже как художественная ошибка, которой он избежал, собрав столбы опор из четырех тонких колонн, окруживших мощный центральный стержень.

Это нововведение сняло контраст между тяжелой монолитной формой столба и пучком ребер сверху. Любопытно, что аналогичный процесс произошел в нашем веке при переходе одного стиля в другой; возникли опоры, которые оказались слишком слабы, чтобы поддержать покоящуюся на них зрительную массу.

Ранее использование Ле Корбюзье тонких опор в домах Вайсенхоф в Штутгарте (1927) создало эффект диспропорции не потому, что зрители могли недооценить прочность железобетона, а потому, что зрительная масса замкнутой призмы здания грозит раздавить чрезмерно тонкие стойки.

Когда позднее Мис ван дер Роэ обнажал стальной каркас здания, визуальная масса сооружения оказывалась уже облегченной настолько, что не возникало несоответствия между тяжестью и ее поддержкой.

Здесь стоит отметить совершенно специфический эффект опор, освобожденных от нагрузки, которую они ранее несли.

В руинах классических построек нагие колонны, лишенные антаблемента, выглядят неуклюже, направленная вверх сила вырывается в пустое пространство, тогда как их собственная форма не обеспечивает уравновешенности. То же справедливо для высоких аркад, достигающих почти самой кровли и не находящих груза, который они могли бы поддержать.

Напомним в этой связи, что Липпс определял безобразность геометрической формы как то, что проистекает из зримой нереализованности той роли, каковая подсказывается нам внешним обликом.