Взаимодействие пространств

Взаимодействие пространствРассмотрим весьма часто встречающиеся ситуации, когда примыкающие друг к другу пятна потенциально способны взять на себя роль фигур, даже если не все из них равны в «правах» на эту роль. Если на двумерной поверхности соседствуют области, в равной мере способные играть роль фигуры, возникает отношение конкуренции — обе не могут в одно время становиться фигурой. Конкуренция такого рода блестяще выражена в смелых рисунках Эсхера или в работах сюрреалистов, вроде Дали или Магритта.

Обратимый характер контуров приводит к установлению своего рода шаткого равновесия: обе версии рисунка непрерывно обмениваются местами.

Чаще встречаются ситуации, когда все соседствующие области рисунка обладают способностью восприниматься в роли фигур, но у некоторых эта способность мощнее, чем у других, и неопределенности удается избежать. Художник пользуется такой схемой гораздо чаще, чем первой.

Здесь в системе целостной композиции подчиненные области воспринимаются как фон, однако они отнюдь не безграничны и обладают собственным формообразующим потенциалом — они действуют, скорее, как «негативные» пространства. У таких негативных пространств есть собственная форма, входящая в общую структуру рисунка, однако нам удается осознанно увидеть такую форму лишь в результате специального усилия, когда общая структура словно выворачивается наизнанку.

Мы можем обнаружить, что без противодействия со стороны негативных пространств позитивные лишаются изрядной доли способности складываться в единую композицию. До тех пор, пока фон бесформен и безграничен и потому не имеет собственной структуры, лишь позитивные фигуры ответственны за возникновение контура.

Но как только негативные пространства обретают некоторую формообразующую силу, они также начинают влиять на контурную схему, что не обнаруживается, однако, если рисунок воспринимается в целом, нерасчленен-ном виде. В динамическом ключе векторы сил, исходящих из центров фигур, давят на контуры изнутри, стремясь раздвинуть их в окружающее пространство, и если такая сила расширения не наталкивается на препятствие, фигура теряет свою пространственную определенность и «плавает».

Границы фигуры приобретают устойчивость для восприятия лишь тогда, когда внутреннее давление уравновешено противодействием извне — силами, исходящими из негативных «межпространств».

Хорошо тренированный глаз способен воспринимать то, что кажется неподвижностью контура, как результат давления противоборствующих сил. В буквальном смысле слова пустые пространства, т. е. пространства, не излучающие противоборствующих формам сил, почти не встречаются в хорошей живописи. Силы, исходящие от фона, удерживают на месте формы, воспринимаемые как фигуры, предопределяют радиусы их влияния.

Именно взаимная игра сил обеспечивает равновесие изобразительному суждению — без этой игры оно лишается ясности прочтения.

Справедливо и то, что фигуры набирают подлинную силу лишь благодаря зрительному сопротивлению окружающего — рывок в пустоту стремительно выдыхается.

Итак, оказывается, что границы не являются сугубо пассивными ограничениями, какими они могут казаться, если видеть в них лишь качества, присущие предметам.

Линия на листе бумаги, край или контур, поверхность, отделяющая здание от окружающего пространства, мертвы в чисто физическом смысле.

Однако образ линии, края или поверхности такого рода, возникающий в нашем восприятии, это продукт деятельности нашей нервной системы и как таковой представляет собой динамическое равновесие между противоборствующими силами.

Главная наша посылка — признание того, что «межпространства» сами могут быть и часто становятся наблюдаемыми объектами. Не так давно английский художник Дэвид Kapp выставил на обозрение скульптуры, темой для которых послужили пространственные интервалы между нью-йоркскими небоскребами.

Ступенчатые отступы зданий по мере их подъема ввысь породили нечто вроде сталактитов.

Как уже говорилось, подобное выворачивание отношений между фигурой и фоном достаточно изощренно и встречается редко.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

Дизайн интерьера