Концепции пространства

Концепции пространстваРазличие между двумя концепциями пространства имеет фундаментальное значение. Представление о пространстве как контейнере, существующем и тогда, когда он совершенно пуст, отражено в ньютоновой абсолютной системе отнесения для всех расстояний, скоростей и размеров.

В геометрическом выражении эта концепция отражена в декартовых координатах, с которыми соотносятся все местоположения, размеры и перемещения в трехмерном пространстве. Так, если нам дан лишь один сферический объект, его положение в пространстве может быть определено тремя координатами, указывающими расстояние от «рамы».

Такая конструкция совершенно теряет смысл, если мы отрицаем наличие абсолютного пространства и трактуем пространство как порождение существующих предметов. При такой точке зрения для висящего в пустоте шара не существует трехмерной системы отнесения: нет ни верха, ни низа, ни левого, ни правого, ни скорости, ни дистанции.

Вместо всего этого есть центр, совершенно симметрично окруженный пустотой, в которой ни одно направление не имеет преимущества перед другими, а потому и идея направления не может возникнуть.

В таком случае пространство есть сфера бесконечного радиуса.

Грубая аналогия такому мысленному эксперименту нередко встречается в наших земных условиях. Если мы приближаемся к зданию, возвышающемуся над пустой равниной, реальное пространственное отношение устанавливается лишь между нами и этим зданием, особенно если оно цель нашего движения.

Хотя горизонтальная поверхность равнины и воспринимается нами, она не перестраивает связь наблюдатель — цель и потому фактически исключается из пространственного образа ситуации.

То же самое можно сказать и о ситуации, когда окружение вовсе не пусто: человек в незнакомом городе стремится дойти до единственного высокого здания, возвышающегося над застройкой. Он будет вновь и вновь выбирать улицу, по всей видимости ведущую в нужном направлении, воспринимая поперечные улицы не иначе, как заросли в джунглях, сквозь которые он прокладывает себе тропу.

Хотя сложная предметная конструкция физически присутствует, восприятие полностью подчинено цели и усилию, направленному к ее достижению. Заметим, что связь между наблюдателем и его целью устанавливается им как прямая линия.

В действительности эта связь может принимать, складываясь из любого числа изгибов, поворотов, петель. Принцип экономии, установление кратчайшей связи и здесь является элементарным применением установленного в гештальтпсихологии «принципа простоты»: произвольный рисунок, формируемый, воспринимаемый, избираемый нервной системой, будет настолько прост, насколько это дозволяется данной ситуацией.

style=""/>

Комментарии запрещены.

Дизайн интерьера