Моторика поведения

Моторика поведенияЕсли архитектура типа «укрытие» находит свое выражение в формах, воспринимаемых прежде всего глазом, то тип «нора» является производным от моторики поведения. Различие подходов вызывает предпочтение тех или иных типов формы. Анализ почерков показывает, что буквы, рассчитанные на визуальный эффект, подчинены симметрии, более прямоугольны; для более четкого различения между ними остаются свободные промежутки.

Когда моторика властвует над письмом, оно становится слитным потоком, предпочитает плавные изменения направления и округления углов. Шоссе скоростного движения избегают крутых поворотов и сильно скругляют углы между прямыми отрезками.

По той же причине здания, спроектированные как система путей, тяготеют к длинным, волнистым изгибам в плане, избегают прямоугольных разрывов. Это частью справедливо и для вертикального измерения — лестничные марши сменяются рампами.

Если использование ступеней неизбежно, ориентированный на мобильность архитектор будет проектировать лестницу, принимая во внимание не только чисто визуальный эффект смягчения угловатости, но и кинестический ритм, порождаемый сложением двух движений: отношение между трудоемким подъемом и победным движением вперед.

Гете в одной на отрывочных записей об архитектуре отмечал: «Думают, что архитектура как одно из изящных искусств предназначена лишь для глаз.

Напротив, она должна удовлетворять прежде всего чувство механического движения в теле человека, чему крайне редко уделяют необходимое внимание. Когда мы движемся в танце сообразно определенным правилам, мы испытываем приятное ощущение.

Такое же ощущение должно возникать у человека с завязанными глазами, которого вели бы по хорошо построенному дому. Это вовлекает строение в трудную, весьма сложную материю пропорций, которые придают и зданию в целом, и его частям индивидуальный характер».