Художественный образ, как один из основополагающих аспектов современной проектной культуры

Архитектура на протяжении всей истории является одним из важнейших показателей культуры, отражая в себе внутренние процессы общества. Петер Беренс сказал: «Архитектура служит двум идеалам: практицизму и красоте». Архитектура по природе своей бинарна, т.е. объединяет в себе материальное и духовное (образно-художественное) начала. Согласно этой теории, она способна не только «воспроизвести собственную структуру» человека в том состоянии, в котором она находится на данный момент, но и оказать влияние на формирование мировоззрения, систем ценностей и образа жизни человека или социальной группы в дальнейшем.

Кроме того, архитектурный объект существует в общественном пространстве и как значительная часть окружающей среды не требует организации специальных мероприятий для собственного восприятия. Вышеуказанная особенность позволяет позиционировать архитектуру как «надындивидуальную» реальность.

Наряду с функциональной, конструктивной, пространственно-системной составляющими произведения архитектуры можно говорить об особой важности художественного образа, как информативном и эстетико-культурном аспекте архитектурно-пространственной среды. Несмотря на то, что вопросы формирования и восприятие образа в значительной степени лежат в области психологии, изучив данный процесс, архитектор приобретает прием, который позволяет закладывать в произведение художественно-эстетическую, семиотическую и функциональную информацию.

Образ в данном случае работает всесторонне, раскрывая в среде свои этнические, географические, контекстуальные, художественные, информационные, этические и другие особенности.

Согласно многочисленным исследованиям в области психологии восприятия: «образ объекта, возникающий в представлении, – не механическое зеркальное отражение реальности, а результат перцептивной деятельности, активно воспроизводящей содержание объекта». Замысел, предшествующий созданию, вступает во взаимодействие с потоком информации о необходимых качествах будущего объекта. В ходе работы архитектор преобразует, приводит к совокупности все факторы, тем самым обозначая содержание произведения еще до его реализации. В данном процессе образ организует взаимосвязь во внутреннем дуализме между замыслом – «идеальным» и формой – «материальным» началами произведения. Это позволяет архитектуре приобрести особую социально значимую идею, которая впоследствии, через потребителя, проходит обратный путь от формы к образному восприятию.

Ежедневно современный человек получает колоссальное количество разнородной информации. На разных уровнях этот процесс осуществляется через массовые коммуникации, рекламу, зрительное восприятие окружающей среды, общение и т.п. Архитектурно-пространственная среда в данной системе играет роль постоянного объекта восприятия, что приводит к мысли об особой значимости ее образного и конструктивно-функционального содержания.

В условиях прогрессивно развивающейся научно-технической базы, которая значительно расширяет спектр возможностей в области архитектуры и строительства, проектная культура все больше тяготеет к разработкам крупных пространственно-средовых объектов. Данный процесс характеризуется укрупнением масштаба в облике зданий, повышением этажности и состава площадей объекта, применением больших плоскостей остекления. В свою очередь, широкий рынок товаров, технологий и проектных услуг развивает в архитектуре коммерческий подход, как на этапе строительства, так и эксплуатации сооружения, с одной стороны, и мощную потребительскую культуру, с другой.

Возникший в 60–70-е годы XX века «интернациональный стиль» быстро получил широкое распространение и продолжает развиваться также в современной проектной практике. Образ таких сооружений повсеместно внедряет идею прогресса, создания сверхновой современной архитектуры, способности человека управлять природой. Несмотря на то, что, по сути, понятие «новизны» в архитектуре в значительной степени субъективно, в рамках современной проектной культуры возникают неприменяемые ранее подходы в области эргономики, экологии, теории пространства.

Однако подобный модернистский подход обладает рядом тенденций, где образная составляющая архитектуры теряет свое место в процессе проектирования и потребления объекта. Архитектурная культура, как работа с пространством, функцией, семиотикой произведения, все больше заменяется культурой технологий. Иллюстрацией к этому тезису может служить тот факт, что «не только в технически слаборазвитых, но и в экономически процветающих странах многие отрасли строительства успешно обходятся без участия архитекторов. Так, например, более 90% строительных компаний США, производящих малоэтажные индустриальные жилые дома, не прибегают к помощи архитекторов, а приглашают для оказания временных услуг только дизайнеров».

Это явление Вержбицкий Ж.М. в своей книге «Архитектурная культура. Искусство архитектуры как средство гуманизации «второй природы»» назвает «тектурой», совмещая слова «техника» и «культура», т.е. «культурой искусственного мира». Тиражирование (зачастую в упрощенном виде) передовых конструктивных систем, особенно свойственное для отечественного проектирования, приобретает спонтанный характер. Повторяя такой опыт типового строительства как нивелирование региональных климатических особенностей и историко-культурного контекста местности, второстепенность гуманизации пространства, стремление к минимизации в использовании декора, тектура формирует определенное мировоззрение, где утилитарные (материальность, престиж, информация) ценности начинают преобладать над исторической преемственностью.

Сообщение объекту сугубо индустриального подтекста лишает его индивидуальной образной формы, которая несет в себе культурные и гуманистические традиции общества. Это вовсе не означает, что необходимо вернуться к движению историзма или эклектизма, тем более что архитектура начала XX века уже прошла опыт переосмысления исторической традиции. В условиях быстрого развития социума так же быстро меняются и реальные его потребности. Сыграв свою роль в первой половине прошлого века, современная архитектура нуждается в новом переосмыслении. В этом смысле проблема содержания художественного образа в архитектуре становится особенно актуальной.

Образ должен помочь индивиду ориентироваться в сложном многообразии визуальных форм, помогая реализовать собственные потребности в эмоциональных состояниях, познании, эстетических переживаниях. Произведение искусства отражает общечеловеческие ценности, и будущее зависит от того, какой образ мы заложим в архитектуру сегодня.