Профессиональные представления архитектора о пространстве: проблема поэтапного формирования

Тема пространства, пространственных представлений, образного мышления во все времена считалась прерогативой сферы искусств, матерью которых традиционно называлась архитектура. В области научных исследований, в том числе – в теории архитектуры и градостроительства, выполнены десятки диссертационных работ, так или иначе затрагивающих тему пространства. Это, например, работы И.Лежавы, А.Бокова, М.Шубенкова, Г.Горшковой, Е.Лапшиной, написаны сотни монографий и статей, прежде всего А.Иконниковым, В.Глазычевым и другими исследователями. Эта тема регулярно обсуждается на различных профессиональных конференциях, семинарах и форумах. Архитектурное пространство в течение ХХ века стало одним из фундаментальных понятий в теории архитектуры и материалом архитектора-практика.

При всех разночтениях и новомодных толкованиях этого понятия нужно признать, что «работа с пространством» является сферой профессиональной деятельности архитектора, а пространственные представления, способность архитектора «видеть внутренним взором» проектируемый объект, как отмечал И.Богомолов, по-прежнему являются главным секретом профессионального успеха.

В сфере архитектурного образования формированию такой способности посвящено всё время обучения, однако традиционно обучение основам пространственного «видения» принято адресовать довузовской подготовке и обучению на младших курсах. Не касаясь радикальных (организационных, административных) перемен в высшем образовании вообще, и в архитектурном в частности, заметим, что для архитектурных школ началом фундаментальных перемен в понимании сущности профессии и содержании профессиональных задач стало появление компьютера – в вузе и в проектной практике.

Компьютеризация сыграла в нашей жизни много разных ролей, как позитивных, так и негативных. Даже беглый взгляд на выпускные работы студентов архитектурного факультета говорит о том, что теперь в этих проектах нет ручной работы. Всю визуализацию выполнил компьютер под управлением «дирижёра-архитектора».

Безусловно, это хорошо, это эффективно, это и эффектно – не поспоришь. Но наша статья совсем не об этом, а о том, что необходимость профессионально общаться с компьютером «спускается» со старших курсов всё ниже и ниже, незаметно, как «кукушка, вытесняя из гнезда» на младших курсах ручную графику и макетирование. И проблема не в том, что часы урезаются, дисциплины уходят, а в том, что сама роль ручной работы начинающего архитектора (на младших курсах) ставится под сомнение.

Грустно осознавать, что такой процесс уже не остановить. Именно поэтому в данной статье авторы намерены вновь вернуться к вопросу формирования «пространственного видения» архитектора.

В 1980–1990-ых г.г. под руководством и при участии Николая Николаевича Нечаева, автора теории формирования профессионального сознания, в Московском архитектурном институте был выполнен целый ряд работ по данной теме В. Усовым, В. Моором, С. Малаховым, А. Куликовым, и другими, в которых взаимосвязь ручной графической работы и макетирования (Н. Метленков) рассматривалась как психолого-педагогический «механизм перевода» действий обучаемого с материальными предметами «извне -вовнутрь» (интериоризация). Было показано и доказано, что этот механизм «перевода», обоснованный в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина, является обязательным условием развития и пространственного, и образного мышления архитектора.

Уместно привести здесь цитату из известного философского трактата Ф.Энгельса: «Прежде, чем прийти к мысли выводить форму цилиндра из вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон, нужно было исследовать некоторое количество реальных прямоугольников и цилиндров, хотя бы и не в очень совершенных формах». Вот это утверждение – «Прежде, чем…», по сути, и является обоснованием всего пропедевтического обучения: прежде, чем научить студента создавать (сочинять) архитектурное пространство, нужно сформировать у него необходимый и достаточный уровень пространственных профессиональных представлений. В этом смысле «ручная работа» с графикой и макетом – это не столько профессиональное требование профессии, сколько психолого-педагогическое условие формирования культуры образного мышления, «внутреннего видения» пространственных композиций.

В теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (куда относятся и искомые пространственные представления) и теории формирования профессионального сознания основополагающим является принцип поэтапного восхождения обучаемого к идеальным образам от простых действий с предметом, через постепенное «сворачивание» предметной деятельности к речевой форме и, далее – к образному видению «в голове».

И здесь очень важно подчеркнуть, что действия в уме всегда и во всех случаях есть итог «восхождения», результат всего долгого пути по этапам, причём независимо от возраста.

Разница только в степени формализации моделей. Дети работают с моделями-игрушками, взрослые с чертежами и формулами. Но суть одна и та же: не будет ничего в уме, если оно не было в ощущениях, как утверждал Д. Локк и другие сенсуалисты в полемике с рационалистами.

Вот основная идея теории поэтапного формирования: внешний мир «сворачивается» в сознание, как бы сжимается, трансформируется и становится мышлением, памятью, эмоциями. Это всё тот же внешний мир, но «перемещённый» внутрь человека, мир, который теперь он, человек, всю свою сознательную жизнь будет считать истиной, в данном случае – профессиональными канонами.

Более того, если это так: не будет ничего в сознании, если этого не было в каком-то виде сначала вне нас, во внешней среде, – то отсюда следует шокирующий вывод: на восемьдесят процентов любое прямое общение в обход мира вещей с целью «передачи знаний» – бессмыслица. Ничего не формируется, кроме механического копирования информации; передать знание путём прямого контакта сознаний (в обход внешнего мира) невозможно. Вот почему так велика роль моделирования: мы же, на самом деле, не можем нашему ребёнку, ученику, студенту, предоставить весь внешний мир в его великолепии! Выход один – предоставлять его (мир) в моделях и на них (отражая их), формировать психику и «складывать» кирпичики сознания.

Нарушение данного принципа приводит не только к снижению качества профессиональных представлений, но и резко снижает скорость формирования необходимых компетенций. Преждевременное внедрение в этот процесс компьютера попросту лишает обучаемого возможности лично пройти путь интериоризации, так как компьютер сделает это за него. Вот почему опытные педагоги архитектурной школы на младших курсах против появления компьютерной графики. Подчёркиваем: не против компьютера как такового, а против замены на начальных этапах ручной работы компьютерной. В этом смысле негативное влияние компьютера на способности обучаемого, в том числе – и на формирование образного мышления, в последнее время становится всё более очевидным.

Справедливости ради следует сказать, что часто ручная работа на младших курсах иногда становится самодостаточной, отнюдь не направленной на адресное формирование заданных пространственных представлений; скорее, это некие эстетические упражнения, воспитывающие прикладные умения (тоже важные, конечно!) изящно чертить, красить, резать, клеить. Однако профессиональная работа архитектора в пространстве и с пространством нуждается не только в формально-художественном (композиционном) умении «сочинять» объект, а, прежде всего, в способности архитектора «формовать» жизнедеятельность человека в выразительную среду обитания, отвечающую всем необходимым условиям существования.

Вот это «внутреннее пространственное представление» возможного проектируемого объёма под заданную функцию и есть главное профессиональное «ноу-хау» архитектора. Иначе говоря, если мы формируем у обучаемого пространственные представления без наличия заданной функции жизнедеятельности, мы постоянно решаем только половину задачи, наивно полагая, что синтез произойдёт позже. Об этом говорил в своё время ученикам Ф.Л.Райт, подчёркивая, что если архитектору не задают ограничений, то ему нечего проектировать.

Подчеркнём ещё раз: всё, что со временем оказывается «внутри» нашего профессионального сознания (представления, образы, воображение, чувства) неизбежно проходит путь поэтапного восхождения (сворачивания) «извне-вовнутрь», начиная от простых действий с материальным миром вещей (графика, макет) и постепенно «уходя вовнутрь» профессионального сознания. Настоящая же проблема здесь кроется в создании так называемой «ориентировочной основы действия», применительно к нашей теме – к разложенным на составляющие компонентам умения «формовать» жизнедеятельность человека в выразительную среду обитания. Сложность в том, что это умение, независимо от этапа формирования, всегда и во всех случаях должно быть представлено полностью точно также, как в растущем ребёнке, независимо от возраста (и даже в ещё не родившимся) всегда уже есть все элементы его тела, все органы, все его возможности и способности, а не по частям – сначала голова, потом руки, ноги.

Точно также и на младших курсах, независимо от поставленной программой и педагогом задачи, профессиональная ориентировочная основа пространственного представления всегда должна быть представлена полностью во всей своей совокупности, воспитывая в будущем архитекторе дорогое профессиональное умение «формовать», организовать пространство, следуя известной триаде Витрувия «польза – прочность – красота». Очевидно, что, с одной стороны, при существующих условиях организации учебного процесса, его глобальной стандартизации, креативные возможности конструирования учебных курсов в архитектурном образовании сведены к минимуму, так же, как и отводимые им часы. Но, с другой стороны, это означает, что во многом содержание наших курсов, не меняясь по сути, уже не вписывается в предлагаемую форму.

Разрешить такое противоречие возможно, лишь вводя в содержание учебного процесса (речь о младших курсах) обновленное поколение профессиональных компетенций архитектора, ориентированных на уникальную задачу создания гармоничного, выразительного пространства для организации заданной жизнедеятельности и среды обитания, отвечающей всем необходимым условиям существования человечества и окружающей природы.

Таким образом, обозначенная проблема начальной профессиональной подготовки архитекторов, возникшая на современном этапе развития высшей школы и связанная с вытеснением ручной графики и макетирования в рамках развивающегося технического прогресса и компьютеризации, требует своего решения. Показана необходимость ориентировать новое поколение профессиональных компетенций архитектора на последовательное формирование у студентов развитого пространственного видения: через ручную работу – к компьютерной графике.

Утверждается, что это, в конечном итоге, необходимо в профессиональном плане для организации гармоничного, комфортного пространства жизнедеятельности человека.