Модерн прибегал не только к прямому воспроизведению природных мотивов, но и к абстрагированному выражению их ритмов в текучих извивающихся линиях. Лишенная изобразительности, линия в модерне обрела ассоциативный, символический смысл, концентрируя в себе высшую степень обобщения органического формообразующего «кредо».
Поэтому она значительно более содержательна, чем «натурализированный» орнамент, и более соответствует обобщающей художественной потенции искусства того времени. Линеарность стала основным лейтмотивом декорации раннего модерна.
Ее утверждению во многом способствовал символизм, предрасполагающий к абстрагированному ассоциативному мышлению. Одна из наиболее часто встречающихся тем декора – мотив морской волны, извивающиеся линии которого ассоциировались с текучестью и движением, с импульсивным пробуждением энергии.
Декоративная система раннего модерна обнаруживает характерную взаимопро-никаемость элементов, их сплавлениость, ощущение непостоянства, зыбкости с переходами от напряжения к расслаблению и наоборот.
За взаимодействием декорации с поверхностью стены кроется глубинная связь ее со всей системой.
Беря на себя часть напряжения, декор не погашает его, а как бы снова загоняет движение массы внутрь, замыкая круговорот. И все же органический импульс пробуждал массы не столько с поверхности, сколько изнутри, поверхностный слой декорации был лишь «выплеском» распространяющейся оттуда энергии.
Декорацию модерна в его отвлеченном линеарном выражении можно интерпретировать и как силовые линии-прорвавшиеся наружу вихревые потоки бушующей внутри энергии.
Волнообразно пульсирующая линия становится концентрированным выражением «поведения» всей системы, которая прочитывается в орнаментальных текучих побегах лепного декора и металлических решеток, в изогнутых очертаниях оконных проемов и переплетов рам, вывесающих карнизов и эркеров, в общем абрисе вязких, плотно скомпонованных масс построек.