Кризис – двигатель архитектурного развития

В конкурентной борьбе девелоперы добавили доступному жилью индивидуальности.
Не так давно интересная архитектура была свойственна исключительно недвижимости не ниже бизнес-класса. В сегменте доступного жилья девелоперы не считали необходимым заботиться о красоте. Считалось, что покупатели жилья экономкласса обращают внимание в первую очередь на цену, а внешний облик их будущего жилья не так уж важен. Однако ситуация изменилась: в последние годы в сегменте доступного жилья все чаще встречаются интересные с архитектурной точки зрения проекты.

Красивая тенденция
Обычно интересная архитектура ассоциируется с дорогой недвижимостью. Считается, что использование индивидуальных решений в облике домов существенно повышает их стоимость. На самом деле, некие «уникальные» архитектурные решения по стоимости могут не сильно отличаться от типовых. Например, представьте, что стены в вашем подъезде или любые другие места общего пользования будут выкрашены не в привычный и скучный серый цвет, а какой-нибудь светлой или даже яркой краской. По затратам то же самое, но восприятие уже совсем другое. Опять-таки все зависит от фантазии и смелости застройщиков.

Правда, полностью избежать повышения себестоимости строительства вряд ли получится. Так, по словам эксперта, декоративная архитектурная отделка фасадов может добавить к стоимости строительства 10 – 20%.

Несмотря на некоторое увеличение стоимости строительства, у тех, кто хочет купить квартиру в Киеве или области, появилась возможность выбирать не только из однообразных панельных домов массовых серий, но и из проектов с индивидуальной архитектурой.

В таких проектах используются разные стилистические решения. Все зависит от фантазии девелопера и профессионализма команды, занимающейся проектом.

Кризис и затоваривание
Причин того, что интересное с архитектурной точки зрения жилье стало доступнее, несколько. Во-первых, это кризис. Падение цен на недвижимость заставило многих девелоперов пересмотреть принципы позиционирования своих объектов. До этого новостройку чуть симпатичнее и комфортнее стандартной панели пытались причислить к бизнес-классу. Однако в кризис многие девелоперы поняли, что квартира продается лучше, если относится к сегменту эконом +, чем к «недобизнесу». Поэтому дома с индивидуальным проектом перестали автоматически позиционироваться в дорогом сегменте.

Сыграло свою роль и распространение монолитных технологий в сегменте доступного жилья. Если раньше в экономсегменте строили только заводские панельные дома, теперь многие застройщики используют монолитную технологию строительства. Не всегда это означает, что монолитный дом будет действительно красивым, однако эта технология более гибкая с точки зрения применения различных архитектурных решений.

Еще один фактор – высокие темпы застройки, которые ведут к затоваренности рынка. Предложение растет быстро, тогда как спрос таких темпов не демонстрирует. На этом фоне девелоперы стали придумывать новые «фишки», чтобы победить в конкурентной борьбе. Одним из таких инструментов и является архитектурная привлекательность.

Конкурентное преимущество
Рост конкуренции главным фактором развития архитектурного строительства в сегменте доступного жилья. Сегодня на рынке жилья достаточно большой объем предложения и высокая конкуренция, поэтому качественный подход к строительству и итоговому продукту становится общим трендом. К тому же, это несильно удорожает стоимость строительства. Зато по потребительским качествам такой продукт гораздо привлекательнее.

Если говорить об основных моментах, на которые обращают внимание покупатели доступного жилья, то архитектура заняла свое место в топе-5. По мнению эксперта, этими факторами являются: цена, транспортная доступность, инфраструктура, дизайн домов, планировки квартир.

Однако для девелопера важно не перестараться. Необходимо определить ту грань, после которой хорошая архитектурная концепция может из преимущества превратиться в недостаток – станет слишком дорогой для потребителя. Стоимость архитектурной составляющей в проекте не должна превышать 10-15% от его себестоимости. Хотя архитекторам с такими проектами работать порой интереснее, чем с элитными домами.