Принципы изучения ландшафтной архитектуры, включая архитектурно-ландшафтный дизайн

В существующих теоретических и практических подходах к ландшафтной архитектуре (ЛА) и архитектурно-ландшафтному дизайну (АЛД) отсутствует четкость в области культурологического смысла каждой из дисциплин что приводит к :

– подмене понятий – одни и те же объекты относят к ЛА и АЛД, а иногда ЛД принимается за более главный, чем АЛД. В учебном пособии «Архитектурно-ландшафтный дизайн», речь идёт об архитектурно-ландшафтном обустройстве территорий – урбанизированных, природных, т.е. об ландшафтной архитектуре . В другой работе глава под названием «Ландшафтный дизайн селитебной территории» содержит подразделы по ландшафтной организации общественного центра города, площадей, магистралей, набережных. При этом в рамках селитебной зоны рассматриваются даже заповедные объекты истории и культуры, которые, как правило, находятся вне поселений. Другая глава содержит подразделы по озеленению микрорайонов, т.е. лишь по одному из трёх основных (рельеф, озеленение, обводнение) компонентов ландшафтной архитектуры;

– упрощённой классификации типов объектов ЛА и АЛД. Например, часто используется понятие комплекс «природное-искусственное», в составе которого выделяют три типа объектов ландшафтного дизайна (или архитектуры) по удельному весу каждой из составляющих – природной или естественной. Имеется классификация типов ЛА по различным основаниям – графический, промышленный, архитектурной среды, архитектурно-ландшафтный дизайн. Но, например, любой промышленный дизайн, может быть одновременно графическим;

– неясности в технологии проектирования ЛА и АЛД. В большинстве случаев для ЛА рекомендуются архитектурно-строительные стадии проектирования – ПЗ (проектное задание), П (проект ), РЧ (рабочие чертежи). Тем самым игнорируется тесная связь ЛА с градостроительным проектированием.

История архитектуры показывает, что для понимания сути любого архитектурного (включая архитектурно-ландшафтного, градостроительного) проектирования, важно помнить о триаде (три качества, которыми обязательно должна обладать архитектура) римского архитектора Марка Витрувия – «прочность-польза-красота (firmitas-utilitas–venustas). В этом случае станет очевидно, что ЛА совместно с градостроительством решает вопрос прочности, через категории структурности, устойчивости развития территорий; пользы (для организации отдыха), красоты (за счёт учёта индивидуальных качеств природы). В то время как любому дизайн-проекту присуще только два компонента триады, т.е. «польза-красота». При этом именно красота (техническая эстетика) явилась исторической первопричиной появления дизайна.

Принимая во внимание наличие вышеизложенных и других проблем понимания онтологии ЛА и АЛД и опираясь на общую теорию дизайна, нами предлагаются стратегия и логика предстоящих исследований.

СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ строится с учётом ориентации исследования на специальности «ландшафтный архитектор» и «ландшафтный дизайнер», а потому особый акцент должен ставиться на выработку алгоритма интерпретации эмпирических и онтологических сторон исследования в архитектурно-градостроительные категории. История изучения взаимосвязи компонентов системы «архитектура-ландшафт-дизайн» позволяет выделить три проектные парадигмы, где каждая из последующих включает содержание предыдущей:

Проектирование отдельных предметов (ньютонианское понимание «предметов» );
Проектирование предметно-пространственной среды (декартовское понимание «пространства»);
Проектирование информационных объектов, маркирующих реальное и виртуальное пространство (высший уровень реальности)

Ландшафтная архитектура, являясь органичной предметно-пространственной составляющей любых объектов территориального планирования и градостроительного проектирования должна рассматриваться в иерархии задач – от географического анализа к зрительному и, наконец, к чувственному (пейзажному) восприятию, в отличие от относительно автономного восприятия объекта архитектурно-ландшафтного дизайна, являющегося преимущественно предметной составляющей ландшафтных или архитектурных объектов.
Для повышения качества объектов архитектуры и дизайна, связанных с ландшафтом, необходимо системное изучение предметных, предметно-пространственных и информационных факторов формирования процессов, в которых выступают ландшафтные структуры, принадлежащие не каждому отдельно взятому процессу, а целостному комплексу – их совокупности.