Пригодность грунта

В практике изысканий и проектирования железнодорожных линий отсутствие более или менее развитых и обоснованных указаний по этому вопросу является весьма ощутительным. Пригодность грунта оценивается в некоторых случаях интуитивно, что неизбежно влечет за собой появление элементов субъективности и не может претендовать на безошибочность. Разумеется, сказанное относится главным образом к глинистым грунтам, поскольку оценка степени пригодности песчаных и гравелистых грунтов не вызывает сомнений. В то же время глинистые грунты являются наиболее распространенными, и они-то как раз представляют большие затруднения в смысле оценки их пригодности. Наметка исходных моментов и в дальнейшем разработка расширенных технических указаний по этому вопросу должны быть поставлены в порядок дня. Рассмотрим прежде всего некоторые физико-механические характеристики грунтов, чтобы установить, в какой мере они могут определять степень пригодности грунтов для насыпей. Гранулометрический состав. Принято считать, что большое содержание пылеватых частиц в грунте ухудшает его строительные качества. Очевидно, в общем случае это справедливо, поскольку в пылеватом грунте уменьшается связанность и сопротивление сдвигу. В то же время большое количество глинистых частиц относит грунт в группу так называемых жирных глин, которые всеми техническими указаниями рассматриваются как грунты, для отсыпки насыпей непригодные. Посмотрим, как увязываются эти положения с данными опыта и наблюдений.

В прилагаемой диаграмме (стр. 263) приведены средние данные гранулометрического состава некоторых известных литолого-генетических разностей, степень пригодности которых для насыпей установлена опытом строительства и эксплуатации. Как видно, существенной разницы в анализах не усматривается, а различие в степени пригодности выявляется достаточно резко.