Беспорядок, его причины и следствия

Беспорядок, его причины и следствияЧто имеется в виду под словом «беспорядок»? Безусловно, речь идет не просто о максимуме отсутствия упорядоченности.

Беспорядок порождается несоответствием между частичными упорядоченностями, отсутствием упорядоченных отношений между ними.

Взаимосвязи, характерные для беспорядочной ситуации, случайны — они могут легко быть замещены иными.

Упорядоченное целое обладает некоторым общим строем, тогда как неупорядоченное именно этого строя лишено полностью. Компоненты неупорядоченной ситуации непременно должны обладать собственной внутренней упорядоченностью, иначе отсутствие контролируемой связи между ними ничего не разрушит и никого не обеспокоит.

Нельзя исказить мелодию, пока мелодии вообще нет, отдельная мелодия не может вступить в диссонанс с другой до тех пор, пока обе они не приобрели собственной обособленной структурности. Беспорядок, следовательно, резонно определить как столкновение нескоординированных между собой порядков.

Каждый отдельно взятый элемент этого фасада четко определен и упорядочен, и все же общий рисунок остается невразумительным, поскольку каждая взаимосвязь, которую мы прослеживаем взглядом, немедленно разрушается каким-то противодействием. В зависимости от того, какую связь вы пытаетесь установить, каждый следующий элемент оказывается ближе или дальше, выше или ниже, и в результате возникает ощущение полной запутанности.

С большим вниманием следует присмотреться к фасаду Чертозы в Павии.

Экстерьер монастыря ясно отразил в себе переход от готики к ренессансу — согласно Флетчеру, западный фасад церкви был выполнен в мраморе между 1473 и 1540 гг. В этой работе скульптор и архитектор Джованни Амадео выступил в равной степени и как скульптор, и как проектировщик целого, когда получил руководство работами в 1491 г.: значительная часть мраморных резных блоков была уже готова к установке.

В работе приняли участие и другие скульпторы. Верхняя половина фасада значительно проще благодаря перерыву в ходе строительства.

Схема фасада с его контрфорсами, украшенными малыми куполами и иглами, сохранила в значительной части готический характер. Но эта схема оказалась заполнена ренессансными деталями: богато орнаментированные окна, арки галереи, ниши со скульптурами, которые, вместе с резным орнаментом и медальонами, придают фасаду черты наиболее усложненной комбинации архитектуры и скульптуры в западной истории.

Добавим к этому, что фасад так и остался незавершенным — отсутствует «корона».