Искажение выдержек

Искажение выдержекВполне сопоставимую тему, достаточно простую, чтобы она могла без грубых искажений выдержать словесную передачу, и достаточно сложную, чтобы выявить сугубо архитектурную экспрессию, даст нам сечение крытой трибуны флорентийского стадиона, построенного Пьетро Луижди Нерви в 1928 г. В решении Нерви визуальная устойчивость отношения вертикали и горизонтали выражена совершенно твердо: кровля и здание опоры встречаются почти под прямым углом, и легкий выгиб кровли воспринимается как сознательное отклонение от устойчивой горизонтали. В пределах прямоугольной решетки наклонная плоскость, несущая ряды сидений, работает как твердо очерченная диагональ. Открытость трибун к стадиону четко отвечает потребности зрителей: их поле зрения не должно быть рассечено стойками.

Из-за этой открытости крыша казалась бы предельно неустойчивой, не будь у консольных балок формы, преобразующей их в изящно выгнутый клин. Тяжесть клина передается надежной задней стене, и его зрительная масса закономерно убывает в раскрытости формы.

Подобно стальным тяжам кресла Миса, профиль кровли у Нерви переводит комбинированную тему подъема и опоры в зримую динамичность за счет упругого сочетания прямизны и изогнутости.

Простое совершенство этого решения было глубоко оригинальным, но эта оригинальность свободна от сверхиндивидуальности. Сочетание элементов верно следует законам статики, но сочетание и форм еще и переводит игру сил в визуальный рисунок, способный передать динамическую тему всякому зрителю.

Некоторый спонтанный символизм этого рисунка достаточно понятным образом сообщает о жизни XX столетия, и этого довольно, чтобы утверждать: решение трибуны стадиона во Флоренции выполняет задачу архитектуры. Этот пример простой, интерпретированной ради еще большей простоты, чем двумерная, темы демонстрирует все множество путей, которыми рождалась и постигалась форма сооружений.

Простое или сложное, успокоенное или вздымающееся вверх, открытое или замкнутое, суровое или легкомысленное, компактное или свободно раскинувшееся, всякое сооружение выполняет в целом все те же неизменные задачи, раскрывая нам богатство отношений, которые человек привносит в труд своего существования.