Дом на склоне: головная боль или счастливый билет?

Активный рельеф участка, выбранного для строительства дома — это страшный сон для геологов, огромное количество дополнительной работы для архитектора и дополнительные расходы со стороны заказчика. Однако, при всех минусах, существует и большой плюс — возможность создать уникальное и выразительное пространство, которое было бы невозможно на плоской местности. Предлагаем пять приемов работы для получения максимального эффекта.

Взлететь
Конечно же, можно просто игнорировать перепады рельефа, приподняв объем дома над ними с помощью массивных опор. Такой путь избрали для себя Anonymous Architects при работе над небольшим частным домом в Лос-Анджелесе.

По фотографиям не сразу удается понять, касается ли платформа здания земли, однако массивная подпорная стенка, подрезающая склон, обеспечивает опирание только на массивные столбы.
Темно-серый цвет внешних стен, застеленные деревом полы и большие панорамные окна позволяют зданию получить необходимую визуальную связь с местностью. Со склонов, как и с вершин, открываются захватывающие панорамы, поэтому основная часть остекления размещена со стороны долины.
Главное при таком решении — определить что будет находиться под домом, так как голая земля, оставшаяся после строителей, выглядит малопривлекательной. Кроме того, в суровом климате с холодными зимами такой дом будет требовать очень много тепла для отопления, ведь здание будет остывать также и через пол.
Приподняться
Проектируя этот дом в Швейцарии, архитекторы не стали отрываться от поверхности земли полностью, однако проделали большую работу для того, чтобы создать небольшие террасы в теле покатого холма. Здание продолжают верхнюю из них и нависает над нижней, опираясь на два массивных круглых объема.
В таком варианте пространство под домом оказывается функциональным и связанным со зданием: это как-будто еще один этаж, только без внешних стен. На нем разместились открытый бассейн и терраса, а в одном из цилиндров прячется помещение для хранения садовой мебели и инвентаря. Лестница, расположенная в другом соединяет «второй» этаж с «первым».
Строгая и простая геометрия дома контрастирует с мягкостью окружающего ландшафта и аморфностью зелени. Строгий ритм опор определяет размещение окно, однако это не отменяет захватывающих лесных видов, открывающихся из них. Квадратное отверстие, вырезанное по центру нависшей пластины дом стало еще одним выразительным пространством и сердцем здания.
Частичное погружение
Многие архитекторы, если бы им предложили построить дом среди этих огромных валунов, живописно раскинувшихся на берегу озера, схватились бы за голову и постарались бы убедить заказчика изменить свое решение. Однако Ослон Кюндиг не испугался динамитного грохота и энергично «приземлил» здание на неподатливый ландшафт.
Дом буквально вырастает из глыб камня, которые кое где становятся частью интерьера. Здание вросло в ландшафт и стремится быть его логичным продолжением. Среди рубленых и прямолинейных форм преобладают бетон и стекло — материалы тяжелые, массивные и надежные, словно каменная твердь.
Возможно, желание встроить дом в ландшафт было вызвано необходимостью сохранить существующих виды озера, слиться с местностью настолько, насколько это возможно. В то же время плоскости сплошного остекления со стороны озера обеспечивают незабываемые виды каждый день.
Дом ведет постоянный диалог между человеком и природой. На смену покатому каменистому холму приходит ровная бетонная стена, но диссонанса не возникает: формы, созданные архитектором относятся к природе с уважением, действуют по ее законам. Это отражается и на интерьерах, в которых преобладают фактурные, тактильные поверхности.
Вырваться террасами к простору
Окрестности Лимы — столицы Перу — это голые скальные склоны фантастических форм, которые обрываются прямо в волны Тихого океана. Среди этих безлюдных просторов создает свои здания студия Longhi Architects, стараясь в каждом объекте максимально использовать особенности места.
Резиденции, проектируемые бюро, поражают не только своими объемами и огромными площадями, но и сложными пространствами, от красоты которых захватывает дух. Veronica Beach House словно вырастает из скалистых недр для того, чтобы со стороны океана оборваться множеством открытых террас, дополненных сплошным остеклением.
Особую пленительность открывающимся с террас видов обеспечивает титаническая борьба, происходящая в недрах здания. Рваные глыбы камня сражаются с геометрической логикой форм, созданных человеком, для того чтобы в конце-концов застыть в гармоничном единстве.
Гроты и пещеры, световые колодцы и крутые лестницы — кажется, в этом доме для всего нашлось место. И посреди всего этого изобретательно размещены функциональные зоны, используемые человеком.
Задраить люки — полное погружение
House on the Cliff на побережье Гранады выглядит как чешуйчатая латка на каменистом склоне.
Несмотря на то, что здание практически не выделяется из ландшафта, нельзя сказать, что оно становится незаметным. У дом есть свое, довольно харизматичное, «лицо», роль которого выполняет волнистая крыша здания, покрытая металлическими листами.
Волнообразные изгибы крыш, окна, расположенные словно в прорезях плотной «кожи» сразу же напоминают произведения Антонио Гауди.
При этом главная изюминка здания скрыта внутри: под волнистой крышей скрыто большое общее пространство, которое тоже повторяет склон холма, плавно поднимаясь многочисленными террасами и лестницами.
Архитекторы сохранили неровности и изгибы кровли. Будучи дополнены террасной, многоуровневой структурой самого здания, они создают пространство, которое непрерывно поднимается на холм, и спускается с него. Удивительное продолжение ландшафта в архитектурных формах.