Материальный фонд государственных учреждений управления и итоги конкурса на проект парламентского центра

Существующий материальный фонд зданий управления исполнительной власти России недостаточно отражает систему государственного управления. Использование исторического материального фонда не соответствует структурной организации государственной власти современной России. В сложившейся ситуации вся система архитектуры учреждений управления должна быть подвержена пересмотру. Для новых учреждений управления материальный фонд следует развивать в соответствии с современной социально-экономической политикой, принятой в стране.

В системной организации материального фонда зданий управления возникла потребность в связи с принятием новой Конституции России (1991 г). Появилась необходимость в формировании комплексных образований государственных учреждений управления для законодательной и исполнительной власти. В настоящее время в России высший государственный орган управления представлен Государственной Думой и Советом Федерации. Материальный фонд современных институтов законодательной и исполнительной власти в России использует материальный фонд институтов управления периода советской власти. Нынешнее здание Государственной Думы изначально было предназначено для Совета Труда и Обороны, Совета Министров СССР и союзного Госплана. Высший законодательный орган государственного управления Совет Федерации Федерального Собрания – парламент Российской Федерации использует здание, которое ранее принадлежало Госстрою СССР

Для системы высшего государственного органа управления законодательной и исполнительной власти проявляется необходимость в формировании архитектурного комплекса нового типа, взамен приспособленного существующего материального фонда учреждений управления советского периода. В 2015 году был объявлен конкурс на проект Парламентского Центра. Материалы конкурса показали, что в отсутствии научных изысканий по градостроительству и архитектуре, были выявлены слабые стороны проектных решений.

Это, прежде всего, проявилось с выбором строительной площадки в лощине Мневниковской поймы. Высокий статус государственных учреждений управления должен доминировать в композиционном образовании, а не рассматриваться по принципу: «любая свободная территория пригодна для строительства» и размещаться на периферии города. Комплексное образование Парламентского Центра как государственное учреждение управления следует рассматривать как центр, как стержень, организующего градостроительное пространство. На её градостроительной композиционной основе формируется общественный центр. Однако выделенная территория под строительство комплекса Парламентского Центра не содержит условий для развития инфраструктуры общественного центра, но может претендовать на рекреационную зону отдыха для жителей города.

Конкурсные проекты комплексного образования законодательной и исполнительной власти Российской Федерации показали, что в отсутствии современной теоретической базы применяется советская методика проектирования, по которой не предусматривается организация архитектурной структуры по подразделениям функциональных блоков управления. В современной России каждая из ветвей высшей государственной власти имеет свои функции государственной деятельности и разный состав подразделений блоков. Эти особенности не проявились в комплексном структурном образовании проектных решений. В структурном образовании Парламентского Центра отсутствуют связующие звенья подразделений, которыми должны быть зальные рекреации. В рассматриваемом комплексном образовании для Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации не проявились основные составляющие:

– государственная концепция идеи, которая должна быть главенствующей в композиции, конструкциях и в архитектурном образе;

– высокая нота государственной функции архитектуры, которая должна быть выражена в архитектурной семантике;

–центра образующая пространственная зона, которая объединяет в системное структурное образование комплекс залов: от пленарных заседаний до совещаний и переговоров;

– автономность структурной организации для разных ветвей государственной власти (нарушены условия конституционного закона – независимость деятельности двух ветвей государственной власти Российской Федерации).

Необходимость в проведении всестороннего анализа по архитектурному наследию и по существующей градостроительной системе связано с тем, что происходящие в настоящее время мероприятия по застройки столицы, приводят к ещё большему переуплотнению коммуникаций, ведущие к историческому центру. Дальнейшее решение проблемы по реконструкции столицы следует связывать: с организацией новых общественных центров; с линейной градостроительной системой; с переводом сети дорог на диагональную трассировку транспортных магистралей внутри города. По решению этой проблемы в столичном городе должна формироваться новая градостроительная инфраструктура с образованием новых общественных центров в существующем мегаполисе. Образование новых общественных центров будет одним из решений по размещению современных учреждений управления федерального уровня Российской Федерации и учреждений управления. Государственные учреждении управления столичного и федерального уровней, во вновь образованных общественных центрах, должны стать доминантами в композиционном пространстве.

Долгосрочная программа по развитию градостроительной системы в городе, построенная на основе формирования кольцевых образований и лучевых связей исчерпала свои ресурсы. Существующая градостроительная система стала тупиковой уже в начале XXI в., и она не может оставаться концепцией спасения в перезагрузке транспортной сети в перспективном развитии столицы.

Стратегическая градостроительная программа развития с линейной градостроительной системой и ленточной застройкой с развитой инфраструктурой вдоль транспортной магистрали со сквозными проездами через город должна быть направлена: на улучшение микроклимата города, на организацию новых общественных центров, на ликвидацию транспортных пробок и организацию пешеходных и транспортных потоков внутри города. Предложение по структурному перераспределению градостроительной планировки и транспортной сети следует связывать с перспективными градостроительными программами.